MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Путешествия
Двое на яхте. Дневник плавания

Василий Красюк и Юрашова Анна
Фото: Авторов

Двое на яхте. Дневник плавания

Идея похода – из Бодрума пойти не знаю куда на 10 дней, но потом вернуться в Бодрум. Команда – семейная пара Василий Красюк (Кэп) и Анна Юрашова (Старпом). Общее видение похода  — побольше в море, поменьше на берегу. И еще – хочется нормально потренироваться в навигации и поменьше пить, а то все картплоттеры и коктейли. Будьте внимательны и осторожны: текст длинный.

День первый 29−06−07. Трансфер. Трансфер. Трансфер.

Кэп. Для каждого, кто захочет поехать в Бодрум, настоятельно рекомендую – заранее позаботьтесь об авиабилетах. Мы прошерстили все компании – владельцы чартеров, но все равно нам пришлось лететь до Антальи и потом добираться 550 км до Бодрума. Такси стоит примерно 350 евро, поэтому было принято решение ехать на автобусе. Автобусы в Турции очень хорошие, автобусное сообщение хорошо развито, но на такие большие расстояния они ходят достаточно редко. Из Антальи они выходят в 12−30, 23−00, 24−00. В дороге – 7 часов. Обратно в Анталью из Бодрума в 9−30 и в 22−30.

В каждом городе есть автобусная станция, от аэропорта Антальи до станции – 20 минут и 20 евро на такси, из Бодрума до марины  — 20 км и 50 лир на такси или 6 лир за двоих на маршрутке. 1 евро = 1, 75 лиры примерно.

Так что, прилетев в 15−00 из Москвы и изучив расписание, мы вынуждены были взять билеты на ночной автобус до Бодрума. Не знаю кому как, но мне не очень удается выспаться в автобусе, хотя он был просто супер комфортабельным и даже со стюардом, который периодически поил всех чаем, водой, кофе и т.д.

Шесть часов ожидания автобуса не прошли бесцельно, оказалось, что пешком от автобусной станции до моря – всего полтора часа. Заодно ознакомились с жизнью спальных районов Антальи, все таки чем-то они на нас похожи. Посидели в кафешке над скалистым обрывом в море в центре города, с видом на горизонт и полную Луну. Рядом еще есть небольшой парк с фонтанами, а вообще зелени немного.

В 23−59 точно по расписанию мы отправились в путь. Сухой остаток на вечер – день прошел не зря, но очень хочется под душ и занять ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ положение.

День второй 30−06−07 Знакомство с лодкой. Выход в море.

Кэп. Все свои записки о прошедшем дне я обычно пишу утром следующего дня, так что эмоции успевают утихнуть, зато выводы становятся более взвешенными.

Утро началось с пробуждения в автобусе, примерно 25−го побуждения за ночь. Спать в автобусе лично мне очень сложно. Автобус делал  остановки только около заправок каждые 2−3 часа, все заправки с кафешками. Во время остановок можно было походить, размяться минут 15, что существенно улучшило состояние организма. Рассвет встретили проезжая по берегу моря уже не далеко от Бодрума и сразу настроенное круто поползло вверх, так как на море в 6−00 уже был ВЕТЕР, по моим оценкам 5−6 узлов, волна примерно 0.5 метра.

В 8−00 мы уже у офиса чартерной компании, ну и что дальше? Пошли в кафе, пить кофе и писать заметки. В 9−00 уже пришли представители Арголиса (наша чартерная компания), это считается очень рано, поверьте. Нас заверили, что в 11−00 наша лодка уже будет готова, а значит надо выдвигаться в город на разведку – где выгоднее купить (продукты) и как лучше продать (валюту).

Для тех, кто редко бывает в Турции, дам совет: в любом даже маленьком поселке есть почтовое отделение, в котором можно поменять валюту по весьма хорошему курсу.  Почтовое отделение обозначается Ptt  — стилизованная надпись на желтом фоне.

В 11−00 мы вернулись в марину, наша лодка уже готова, поэтому начинаем прием лодки. Сие действие я поручаю Старпому (жене) – пусть тренируется, а сам знакомлюсь с лодкой и ищу всякие мелкие дефекты. Первый интересный момент – лодка наша под американским флагом, вот уж чего не ожидал! Так что, трезво рассудив, мы решили без визы на греческие острова не ходить. Лодка производит очень хорошее впечатление. По словам сотрудников чартерной компании – мы 4−е клиенты на этой лодке, лодка 2007 года выпуска. Вообще, мне очень начинает нравиться Elan серии Empression, месяц назад я брал в Турции 434 и был просто в восторге. Сейчас наш 344 мне тоже очень нравится. Лодка, конечно, небольшая, но много ли надо для двоих.  В 14−00 лодка принята, продукты закуплены. Что делать? Правильно – обедать.

После обеда, трезво (удивительно – но вдвоем пьешь куда меньше, чем когда вас на лодке 6 -8 человек) рассудили, что на север мы пока не идем. Во-первых, дул Meltimi (N-NW), и даже в марине ветер был под 20 узлов. А во-вторых, на севере надо ходить все-таки по греческим островам. В итоге мы пошли сначала на юг, а потом на восток, планируя встать на якорь недалеко от Бодрума. Переход примерно 10 миль.

Море встретило нас 25 узлам ветра и метровой волной, нашу маленькую лодочку мотало под мотором довольно сильно (в этом месте моря оживленное судоходство, поэтому первые 3 мили мы прошли под мотом). И только обогнув мыс и повернув налево, поставили парус.

Западная  Турция очень напоминает Грецию в том плане, что у берега ветер сильнее, чем в море. В море уже раздуло до 30, идем бакштагом ближе к галфинду, под одной зарифленной генуей, делаем 6−7 узлов.

 Первая наша ошибка  — решили пройти в проливе между материком и небольшим островком. В проливе ветер 40 с порывами и заходами. Хорошо, что паруса новые, и что мы успели еще подкрутить геную. Мы все мокрые от брызг. Ну что, с крещением.

На якорной стоянке, в лоции обозначенной как хорошее укрытие, ветер 20−22 узла. Проявляется еще одна закономерность Элана – плохо держит якорь. В итоге, нормально встаем с 4 раза уже в сумерках бросив якорь вплотную к пляжным буйкам. Всю ночь сплю с GPS под боком, который периодически пищит и сообщает, что яхта вышла за пределы обозначенного круга – слава богу, это были просто незначительные заходы ветра. Только к 12−00 ветер упал до 13−15 узлов и на месте стоянки можно было спать спокойнее.

День третий. 01−07−07. Сейлинг. Сейлинг.

Кэп. Как уже говорил, я пишу заметки о прошедшем дне утром следующего. Ну так вот, утро 2 июля я встретил вопросом «где я?». Оказалось что я сплю в кокпите под одной простыней, но я совершенно не помню, как я туда попал и, вообще, что было вчера вечером. Ладно, будем по порядку.

Утро 1 июля нас порадовало – был легкий ветерок, мы хоть немного выспались, вкусно позавтракали клубникой с молоком. Правда вода в заливе Gumbet недалеко от Бодрума оказалась на удивление холодной – всего 19 градусов. Да, кстати, наша лодка имела на борту специальный термометр, показания которого выводились на панель приборов, так что мы всегда знали температуру воды.

Вышли мы поздно, примерно в 12−00. Решили идти вглубь залива Gokova в бухту Gegirmen -  это примерно 40−45 миль. В море был попутный устойчивый ветер – примерно 15−20 узлов, наша лодочка уверенно шла 6−7 узлов, так что к 19−20 вечера мы уже были на месте. В начале дня волна был небольшая – 0.5 метра. Ближе к вечеру в глубине залива волну разогнало до 1−1.5 метров, иногда нас догоняли волны 2 метра, одним словом, насейлились вдоволь на полных курсах.

Вечером вошли в очень красивую бухту, у нашей лодки нет возможности управлять якорем с кормы, поэтому постановка на якорь с растяжкой на берег немного геморройное занятие для двоих, но ничего – всему надо учиться, ведь люди и в одиночку ходят.

С веревкой на берег нам немного помогли с соседней лодки, а потом эти же ребята помогли нам с курицей, с пивом, с ромом и с салатом. Получился хороший товарищеский ужин. Ребята – турки на собственной лодке, отдыхают вдвоем, очень любят рассказывать о том, какие они крутые (как и все мы, наверное). Таким образом, я потихоньку в коктейлях уговорил 0,7 рома, Не удивительно, что конец вечера мне не запомнился.

День четвертый 02−07−07. Двумя лодками.

Кэп. День начался с состояния среднего похмелья, длинного заплыва в море (не помогло) и кофе в компании наших новых соседей (помогло). Они, видимо, решили нам отплатить за гостеприимство. В результате разговора выяснилось, что у нас в принципе одинаковые планы – идти на запад, правда, город куда мы хотим попасть – Knidos — от нас на расстоянии примерно 45 миль, поэтому туда мы можем успеть только впритык.

В море вышли вместе, ветер встречный. Через 4 мили решили идти под парусами. У ребят лодка старая  — ей более 7 лет, но она явно французская, длина у нас одинаковая, но французы делают, видимо, более быстрые лодки, они держались с нами на равне, зарифив часть парусов при ветре 20 узлов, у нас были паруса целиком распущены. Потом мы от них очень серьезно оторвались и потеряли их из виду, ветер усилился до 23−24, мы взяли первые рифы и сохраняли очень хороший ход. Лодка держит угол около 80 градусов между галсами по GPS – хороший показатель, учитывая, что обычно получается не больше 60.

Ребята совсем отстали, на связь не выходят. Мы режем залив двумя очень длинными галсами, рассчитываем по времени и решаем встать в Kormen, это — маленький порт на севере от Дачи.

Во второй половине дня у нас одновременно развязалась морская болезнь. На море поганая волна — 1−1.5 метра, но очень короткая, расстояние между волнами около 15 метров, что не на много больше длины лодки. Под вечер ветер усилился до 27−28 узлов, еще чуток подрифили геную.

В 19−00 мы очень удачно встали в порту. В нем хоть и дует сильно, но если привязался кормой к ветру и причалу – можно спать спокойно. Harbour master появился молниеносно, немедленно выписал нам квитанцию на неанглийском языке, взял с нас 20 YTL и пообещал воду и электричество.

На вечер  — ужин в ближайшем ресторане (закончился успешно) и ремонт местной электросети (не успешно, электричества на лодке не было). Позднее мы приняли к сведению, что когда в порту обещают  электричество и воду, чаще всего бывает что-то одно.

В темноте решили вынести мусор, вдвоем у нас получился аж целый мешок мусора с начала похода. Нам сказали, что баки дальше по дороге из порта. Через 1 км. баки не обнаружились, еще через 2 км было принято решение зашвырнуть мусор в кусты. Все это время дорога шла по деревне, Мы прошли мимо трех кафе, в них за столами сидели мужчины, пили чай, играли в  домино и смотрели телевизор. А во дворах домов (в других клубах по интересам) женщины объединялись за неторопливым разговором, сидя на ковриках на земле. Для очистки совести мы прошли еще 2 км и приняли решение назвать наш поход с мусором этнографической экспедицией. Дорога поднималась в гору на перевал, освещение исчезло, и нам очень захотелось узнать, что за перевалом (вдруг город с магазином?). Из спортивного интереса мы поднялись на перевал — города  с магазином не оказалось, только на горизонте горели огни далекого поселка.  В любом случае —  10−и километровая прогулка для яхтсмена очень даже полезна.

День пятый 03−07−07. Приобщение к некогда прекрасному.

О погоде. Раньше я был уверен, что в середине лета в Турции очень жарко и нет ветра. Все то время, пока мы здесь находимся – температура воздуха в тени +40, температура моря 26−29 градусов. Кажется – ужасная жара. На берегу в отелях – наверное, но в море – совсем нет. Во-первых  — тут пока каждый день есть ветер и каждый день можно ходить под парусами. Насколько я понимаю, Miltimi к этому моменту уже закончился, но каждый день к середине дня раздувает до 15 узлов, на ночь ветер стихает. Постоянно тепло, можно ходить и днем и вечером в одних шортах (а старпому – в одном купальнике) – это очень приятно, когда достаточно одного предмета гардероба в любое время дня.  Море 26−29 градусов - можно плавать и нырять сколько хочешь.

Кэп. Когда мы проснулись, мы увидели, что в порт входит лодка наших вчерашних друзей. Оказывается они ночевали в 10 милях от нас, Мне кажется, они специально отстали, чтобы не платить за стоянку в порту. С ходу они заявили, что поедут на такси в город Дача, что на другой стороне полуострова, чтобы закупить продукты. Подумав, мы решили присоединиться к ним – таким образом, мы могли пропустить еще один порт и стоять, где нам нравится.

Дача – очень милый курортный город. Мы прогулялись, выпили сока и поели супчика в кафе (варить супы на яхте для двоих — лень) и отправились в Мигрос (аналог Рамстора) закупаться. Думали, что нам надо немного, в итоге купили на 100 американских, правда взяли хорошего вина и хорошего мяса.

Вернулись на лодку уже ближе к 14−00, и попытались отчалить. Не тут-то было, наш якорь накрыло цепью от парома, пришвартовавшегося рядом в наше отсутствие, в итоге мы подняли эту цепь, нас снесло на нее ветром и мы повисли на ней килем и рулем. Ни чего страшного, но вот только винтом пользоваться нельзя. В итоге, воспользовавшись помощью другой лодки и ребят с берега, мы сначала подвязали цепь парома на глубине пары метров к нашим лодкам веревками на серьгу, потом нырнули, освободили наш якорь, утопили цепь парома и на буксире нас оттащили от нее. Вечером я нырнул – действительно ничего страшного – только кое-де краску немного содрало с днища и с руля.

Потом у нас был переход на самую оконечность полуострова – старый город Knidos. Там расположены развалины очень большого города начала нашей эры, а также более новое здание ресторана и военного гарнизона. Трезво оценив наши потребности и наш ресурсы, мы встали лагом к причалу ресторана, немного поспорили с местным «харбармастером»,  чтобы он не ставил к нам другие лодки в два пыжа и оправились осматривать развалины.

Город был грандиозен, по моим оценкам не менее 3000 жителей, а, скорее всего, около 6000, очень интересны развалины древних храмов – над ними особенно старались архитекторы. Лазили мы в итоге часа два, потом отправились на яхту, приготовили скромный ужин – тушеные баклажаны, жареный говяжий стейк и бутылку вина (вино мы не готовили, оно уже оказалось готовым в бутылке).

Вместе со всей этой красотой мы пошли на развалины древнего пирса и там съели наш замечательный ужин с видом на порт и на всякие древности. Стейки получились просто чудо, как хороши, поэтому мы приняли решение продолжить вечер просмотром кинофильма «Крабль-призрак». На местном пляже мы нашли пару шезлонгов, прихватили с собой коктейль джин-тоник, и в итоге у нас получился чудесный кинотеатр с видом на стоящие яхты и звездное небо. Отдых удается по полной программе.

 

 

 

День шестой 04−07−07. Вглубь залива. Райское место.

Кэп. Утро было тихое и солнечное (как  каждое утро здесь). Вообще хочется немного отвлечься и рассказать о погоде.

Но продолжим рассказ. Книдос стоит на самой оконечности полуострова Дача. На самом мысу там есть замечательный старый маяк, на который мы конечно с утра полезли. Маяк стоит на вершине горы и оттуда открывается изумительный вид на греческие острова и турецкие берега. Мы сели в тени маяка и не менее 40 минут созерцали этот вид и большое количество судов, идущих своими маршрутами. Просидеть там можно целый день. На маяке уже конечно никто не живет, человека заменила автоматика, так что выпить рюмку со смотрителем маяка и поговорить уже не получится.

Дальше мы продолжили свой путь в глубь залива Дача, в итоге встали на якоре в бухте Kuruсa Buku – очень живописное место. Там две бухты разделены небольшой косой, на берегу в тенистом парке с высокими деревьями стоит автокемпинг и множество, кажется частных, коттеджей, объединенных в один поселок. Вообще, мы не поняли, чьи это коттеджи – с одной стороны они очень похожи на пансионат с бунгало, а с другой стороны у каждого коттеджа – свой маленький садик за которым ухаживает тот, кто там живет, и люди явно там живут не один месяц. Население поселка —  в основном турки. Место очень красивое и содержится просто в идеальном состоянии. Красивая набережная со множеством тенистых деревянных и каменных скамеечек, песчаный пляж с зонтиками, отдыхающие катающие на велосипедах, в парке – тренажерный комплекс под открытым небом, корт, детская площадка. И всюду опьяняющий аромат цветов, похожих на наш вьюн, только очень большие. Как много все-таки мы еще не знаем об этой стране.

Вечер был тихий, мы в темноте отплыли на середину залива на моторке, сидели там, пили пиво и разговаривали.

Опять меня напрягает наш якорь. В первый раз когда встали, я взял маску и поплыл на него посмотреть. Так я и знал – пропахав 20 метров по дну, он так и не забрал, пришлось переставляться еще раз, а потом нырять и буквально руками закапывать его в грунт. Я почти уверен – это недостаток конструкции. В итоге ночью спал с GPS.

День седьмой 05−07−07. Назад на север.

Старпом. На утро выяснилось, что парк-набережная кемпинга-пансионата – это идеальное место для любителей бега трусцой (старпома). Невзирая на 40 градусов на солнце, легкая 5−ти километровая пробежка в тени при освежающем морском бризе – это просто голубая мечта каждого московского бегуна.

Еще немного покупались в море и вышли под мотором в направлении Книдоса. Старт, как это уже стало привычным в этом походе, был часов в 11−12 утра. Ветер в лицо и не менял направление, было очевидно, что весь день придется идти под двигателем. Направление было такое – в лучшем случае Бодрум (50 миль), в худшем – второй раз Книдоз (30 миль).

Полчаса шли в облаке, спустившемся с горы, к которой близко подошли. Лодка покрылась росой, деревянные части стали мокрыми. Интересно.

Ближе к Книдосу получили интересный опыт наблюдения за рыболовецкими судами. 5−6 судов тянули за собою тралы, причем опознавательных знаков на самих судах было практически не видно, однако верх трала был четко огорожен красными буйками (может это и не трал, а что-то еще). Время позволяло, и, обогнув мыс на котором стоит Книдоз, на автопилоте я выставил курс на Бодрум.

Заранее было решено, что в марину Бодрума мы не пойдем (по причине экономии средств, в том числе). Мы выбрали залив справа от замка и марины, где на карте было обозначение якорных стоянок. Встали на якорь около 20−00, в заливе стояли несколько парусных и моторных яхт и несколько гулет. Метрах в 300 на причале у берега стоял огромный катамаран — плавучая дискотека. Вообще, Бодрум показался городом дискотек и молодежи, любящей зажигать.  С наступлением темноты набережная перед нами преобразилась. Старый замок крестоносцев, нависавший над нами на утесе был единственным местом, откуда не неслась дискотечная музыка немыслимого уровня децибел, не сверкали в бешенном ритме разноцветные огни и не бороздили небо до самых греческих берегов лучи прожекторов.

С заходом солнца персонал плавучей дискотеки на катамаране тоже оживился. Они несколько раз на моторке подплывали к нам и, не тратя время на любезности, сообщали  что мы должны немедленно преставиться на другое место, так как мешаем их катамарану, который будет всю ночь входить и выходить из бухты. Может мы и стояли достаточно близко к предполагаемому пути прохода катамарана, но, во-первых, у нас были такие же права там стоять, что и у коммерческого катамарана, а, во-вторых, предупредить нас об этом можно было бы при свете дня, не дожидаясь ночи.

Мы долго принимали решение и, часов в 12 ночи, все-таки поменяли якорную стоянку, уйдя глубже в бухту. Ночью спокойно спать мог только страпом, которая в силу многолетней привычки всегда таскает с собой упаковку берушей. С ними ночь прошла спокойно и умиротворенно. Капитан же чувствовал себя лежащим посреди танцпола (что не очень расстраивало, а только усиливало желание присоединиться к сотням танцующих там, но старпом была против).

День восьмой  06−07−07.  Старый замок.

Старпом. Туманное утро в Бодруме. Замок на горе – в тумане, дальних холмов не видно, туман подкрадывается и к нам. Решили, не теряя времени, познакомиться с наследием крестоносцев и отправиться в марину Торгутрейс (наша исходная точка) заправиться водой, электричеством и провизией.

Удивительным оказалось то, что найти место, где можно причалить на моторной лодке к берегу, оказалось сложной задачей. Дома, которые стоят на первой линии в том заливе были сплошь частными, и единственное место, где мы смогли выбраться на сушу, было маленькое кафе прямо под стенами замка. Нам там любезно помогли пришвартоваться, от чего в порыве благодарности было принято решение выпить там чего-нибудь или съесть на обратном пути.

Замок оказался очень интересным и хорошо продуманным музеем. Большое количество экспонатов принадлежит так называемому underwater museum, то есть поднятых с затонувших кораблей. В башнях царит атмосфера средневековья, звучит тихая классическая музыка. В одном из залов воссоздан макет затонувшего корабля в разрезе – можно посмотреть, что лежало в трюмах, как перевозилось, как люди на палубе тянули канаты, и т.д. На экранах показываются документальные съемки о том, как исследователи нашли и поднимали древности с затонувшего корабля.

Ну и конечно, виды открываются очень красивые с крепостных стен – на залив, где наша лодка, на марину Бодрума, на сам город на холмах и на море перед ним.

Замок большой. Крестоносцы, очевидно, были спортивными ребятами, ступеньки в замке высотой не меньше 50 см. Несмотря на обилие тени, полазив часок по этим ступенькам мы думали только о том, как бы быстрее все посмотреть и посидеть где-нибудь отдохнуть. Не знаю, как Бодрум (мы его все-таки не посмотрели), а замок посетить нужно обязательно.

В кафе, к которому была пришвартована наша моторная лодка, выпили по ледяному пиву. Было забавно уходить из кафе не ногами по улице, а уплывать от него на лодке.

Кэп. Переход в марину Тургутрейса был примечателен тем, что все-таки удалось под парусом обогнуть мыс, на котором стоит марина, правда в лавировку. Получилась непроизвольная гонка с множеством других яхт, возвращающихся в марину (пятница). Марина стоит на очень открытом месте и ветра в самой марине бывают весьма сильными, поэтому конструкторы сделали в ней н естандартный понтон с мурингами, а такие специальные боксы  — каждый на две лодки. К сожалению, не знаю, как это правильно называется – но такие я часто видел в подмосковных яхт-клубах. Получается, что ты швартуешься кормой к понтону, а крепишься при этом лагом к стенке бокса – в принципе очень удобно и надежно. Я без зазрения совести вызвал из марины ребят, которые помогают парковаться – ветер в марине был весьма силен – больше 10 узлов. Встал чисто, и  с первого раза, но все равно – лишняя страховка не помешает.  Этим вечером было принято решение остаться в марине на ночь и с утра продолжить наше путешествие. Благо стоянка бесплатная.

День девятый, 07−07−07. В райский залив.

Старпом. Прочитав в лоции о необыкновенном, чарующим своей красотой месте под названием Kizikli Limani, и в частности бухты Paradise Bay, мы избрали его в качестве сегодняшней дикой стоянки. В лоции было также упоминание о некоей Mussel Farm, которая там расположена, но автор считал, что она гармонично вписывается в красоту эти мест.

Как только подошли к самому Кизикли заливу, морской, освежающий прохладой ветер закончился, и с берега нас обдало горячим, сухим ветром. Ветер нес в залив жар со всей этой накаленной земли, и от него не спасала даже тень.

Нашли наш Paradise Bay, на берегу которого несколько хозяйственных построек рыбаков, в середине бухты – прямоугольные железные садки, огороженные красными буйками. Их, впрочем, легко обойти. Но самое поразительное в этой бухте – это вода, до того грязная, что видимость в нем не больше 1,5 метра. То ли это результат хозяйственной деятельности человека, то ли из-за ила на дне в воде постоянная взвесь, но вода там желто-зеленого, болотного цвета. Кстати, во всех этой части побережья глубины очень небольшие – 25−30 метров.

Встали на якорь, для надежности растянулись еще и на берег. Якорь забрал хорошо, иногда нас настораживал глухой металлический звук, появлявшийся когда якорная цепь натягивалась. Разгадку этому мы узнали на утро.

В грязном море не поплаваешь, но у нас ещё запланирован шашлык на берегу, на песчаном пляже, в тени сосен, подходящих к самой воде (согласно написанному в лоции). Высадились на моторке на берег. Сразу пришла местная собака, понявшая, что будут кормить. Собака стояла по шею в море, делала вид, что охотится на рыбу, лежала рядом с нами, дала себя почесать за ухом и не ушла, пока не съела последнюю косточку.

Теперь о береге…. Помойка…. Бутылки, старые канаты, засохший цемент, куски пластиковых канистр, осколки раковин мидий, старые тряпки, все то же самое в воде (насколько можно было в ней видеть). Хорошо, что не пришло в голову приплыть вплавь с яхты на берег, как я люблю это делать.  Но шашлык все же был приготовлен и съеден под сухое белое винцо, вид из бухты, и правда, неплохой.

В сухом остатке – это самое негативное впечатление о дикой стоянке за весь маршрут.  Никогда не ходите в Paradise Bay.

День десятый. 08−07−07.  Греция.

Старпом. Не удивительно, что едва проснувшись, мы немедленно захотели покинуть это «райское место». Не тут то было. Якорь за что-то зацепился на дне.

Кэп. Еще вчера, глядя в грязные воды этого залива, я чувствовал какой-то подвох. Я вообще хорошо ныряю и горжусь этим, могу нырнуть и выполнить работу на глубине более 15 метров. Ну так вот, когда мы начали выбирать якорную цепь под конец стало понятно, что она за что-то зацепилась, причем с тем самым неприятным металлическим скрежетом, который периодически ставил нас в тупик прошлым вечером, лебедкой вырвать якорь не получилось, и я решил посмотреть в чем там дело, прежде чем начинать другие мероприятия. Для сравнения, видимость в воде была примерно как в Кязьминском водохранилище, может быть только чуть-чуть больше – на расстоянии 1.5 метров почти ничего не видно, на расстоянии метра – все довольно мутное. Только на Клязьме глубина в 9.5 метра есть только ближе к плотине.

Честно говоря, нырять было очень страшно, воображение рисовало затонувший баркас на дне или обломки старых металлических ферм. В итоге решил медленно спускаться по якорной цепи. Спускался от страха действительно медленно и готов уже был сдаться, но тут увидел впереди смутный силуэт, подтянулся еще ближе – понятно, наш якорь зацепил здоровый старый якорь типа «кошка», размерами примерно 80 см на 1 метр (размеры уже разделил на 2, под водой показалось, что якорь 1.5 на 1.5)

Вынырнув решил попробовать  выдернуть цепь из-под якоря описывая круги, но потом здраво рассудил, что так я еще больше все запутаю. Уже решил звать рабочих с фермы – у них должен быть акваланг, но потом мне стало стыдно – я вроде такой крутой фри-дайвер, а не могу провести работу на 10 метрах, пусть и в неприятных условиях. В итоге решил нырять еще раз. В второй раз было не так страшно, я подплыл к якорю вплотную и решил попробовать его сдвинуть. Упершись ногами в дно я смог его оторвать от грунта, и освободить нашу цепь из-под его лапы, правда пришлось чуток повозиться. Вынырнув с чувством выполненного долга, я посмотрел на свои руки и быстро растерял всю свою радость – свобода далась дорогой ценой: руки были в  мелких и не очень порезах от ракушек и мидий, которыми оброс старый якорь.

Потом я позвал местных рыбаков, и жестами, как мог, попытался объяснить, что тут лежит старый, но еще вполне годный якорь. Они притащили акваланг, нырнули и, не заинтересовавшись находкой, вернулись на свою станцию.

Дальше мы запланировали переход на греческий остров Agathonisi. Это по прямой примерно 25 миль, и там по фотографиям – очень чистая вода.

До острова мы дошли несколькими длинными галсами против 20 узлового ветра – очень хороший сейлинг, прекрасная погода. Как и на всех греческих островах – около берега ветер сильнее, чем в море, а в бухтах – сильнее, чем около берега. Таким образом, проверив 3 бухты, мы решили встать в порту – так безопаснее. Место чудесное – малюсенькая деревня, но в ней 6 ресторанов. Веселые и небедные люди. Мы стояли на причале рядом с двумя судам береговой охраны, откуда нам корректно заметили, что мы повесили греческий флаг вверх ногами. Но ни это, ни отсутствие виз не помешали нам в полной мере насладиться тихим вечером в этом маленьком порту. Тут как всегда нет воды и электричества на причале, зато есть душ, заправка, и недорогое вино в местных ресторанах, где мы купили две бутылки и пошли их пить на пустынный пляж за мысом.

День одинадцатый. 09−07−07. Прощай море. До встречи море.

Кэп. Я очень рад, что последим нашим портом был греческий остров. Я так и не смог для себя выяснить – кто мне ближе и милее, Греция или Турция. Турция более энергична и первобытна, а Греция – очень близка по духу.

Утром, не вылезая наверх, мы приготовили супер-завтрак, так как сегодня нам предстоит доесть все остатки продовольствия и допить все остатки алкоголя. Потом жена отправилась фотографировать очень милую дикую бухту рядом с нашей, а я пошел в ближайшее кафе. Как и ожидалось – кружка свежесваренного грик-кофе, порция мороженного, бутылка минеральной воды. Супер второй завтрак — и всего 4 евро. Кстати бутылка вина в ресторане – 7 евро, стоянка у причала – бесплатно, если нужен душ – он есть в ближайшем ресторане, для тех, кто там поужинал – бесплатно. У нас такой проблемы нет – воды у нас еще на 2 дня -  и поесть и помыться.

Последний переход – 30 миль. Ветер почти фордевинд, иногда немного заходит на правый борт, ветер несильный, поэтому идем и под парусами и под мотором. Для нас очень важно расчетное время прибытия – сегодня у нас в 22−30 автобус из Бодрума. Закладываю час в запас и поддерживаю необходимую скорость. Парковка в марине – как у себя дома, все уже знакомо.

При сдаче лодки хозяева нашли маленькую потертость в парусе 5 на 5 миллиметров, хотели объяснить  — что ремонт этой штуки стоит 50 евро. В этом месте парус имеет усиление  — там три слоя ткани, протерся только один. Я предложил прям сейчас это дело зашить на руках, они сказали, что надо снимать парус и нести в мастерскую. Я уже полез за 40 еврами (сторговался), когда вспомнил, что при отходе мы не проверяли паруса ввиду сильного ветра. Одним словом страховой депозит мне вернули целиком в целости и сохранности.

Рядом стоят ребята из Киева на своей лодке Сан Одиссей 49 позапрошлого года. Пригласили внутрь – шикарная лодка, очень хочется такую взять и покататься. Хозяин сказал, что планирует купить на следующий год десяток лодок 49 футов и открыть свою чартерную компанию. Взял у него телефон и сразу договорился о скидках.

На местной маршрутке мы доехали до Бодрума, а оттуда за 8 часов на Автобусе до Антальи. Автобус более комфортабельный – компании Памукале, удалось проспать почти всю дорогу.

День двенадцатый. 10−07−07. Дорога домой.

Кэп. Этот день для любителей яхтинга мало интересен, поэтому изложу его кратко. В аэропорту мы должны были быть в 15−00, поэтому с утра отправились на пляж Атальи, арендовали там огромный зонт с кучей подушек, набрали себе пива и отсыпались после автобуса. Жара была страшная даже в тени, ветра не было совсем, море освежало не очень. В самолете смотрели кино «Хозяин морей».

Выводы.

Вообще управление лодкой вдвоем требует большего мастерства и может считаться хорошей практикой, например, при входе в марину учишься одновременно стоять на руле, смотреть по сторонам, быстро привязывать кранцы и заводить веревки. Сами маневры подходов надо выполнять очень точно – у тебя нет команды, которая если что одержит лодку. И еще – не надо стесняться просить помощи – если видишь, что не можешь справиться сам, подойди к другой лодке и попроси, например, принять концы на берегу  т.д..

Ходить на лодке вдвоем – это особое удовольствие, но надо понимать, что сложные маневры вдвоем делать непросто, и это требует хорошей подготовки каждого участника. Особенно сложны парковки в тяжелых условиях. Хотя при некотором навыке все можно сделать. Например, мы подсмотрели у гулет и выучили разворот на якорной цепи – для того, чтобы можно было сдать кормой к берегу  при уже отданном якоре и принять конец с берега для растяжки на него.

Вдвоем трудно совершать длинные переходы в местах оживленного судоходства – мало 2−х человек для полноценных вахт. Мы при не очень спокойном море постоянно дергались и проверяли друг друга, если одному приходилось уходить вниз – вдруг тот, кто дежурит на верху, упал за борт. При сильном ветре и волне потихоньку накапливается усталость – надо отслеживать эти моменты, чтобы остались силы адекватно припарковаться в конце.

По моему мнению, все-таки самый лучший вариант – это команда из 6−8 близких друзей, из которых, как минимум, 3−4 человека хорошо подготовлены. С такой командой и весело, и интересно и можно планировать совершено любые по сложности переходы.

Бодрум – очень перспективное место. Отсюда доступна наиболее интересная часть Турции и практически все острова восточной и центральной Греции. Надо будет еще раз просчитать – где выгоднее брать лодки и куда дешевле летать на самолете. Ведь в Афины нет чартерных рейсов.

 

Авторы – семейная пара из Москвы, Василий Красюк и Юрашова Анна. Яхтингом увлекаются с 2002 года Года. Пока осваивают просторы Средиземного моря, в планах – Юго-восточная Азия и Атлантика. Всегда открыты для новых интересных проектов.

Еще фотографии.

 

Другие путешествия на MainSail.Ru


28 Июля 2007


Другие тексты на эту тему

23 Июня 2014

201 миля настоящих гонок

В Хорватии завершилась четвертая крейсерская регата «201 миля». Организаторы подчеркивают радикальное отличие состязания от большинства корпоративных регат и отмечают устойчивый интерес роста к регате, которая проводится на монотипах.

26 Мая 2014

Тежу – река истории

В мире не так много много столиц, в центр которых можно прийти на яхте под парусом. Лиссабон именно такой — гостеприимный и открытый.

01 Августа 2013

Extreme Sailing в Порту

Седьмой сезон Extreme Sailing Series в разгаре. Третий этап серии проходил в португальском Порту. Гонки этой серии проходят непосредственно вблизи берегов, поэтому на регатах этой серии всегда много зрителей.

10 Октября 2012

Сумашедший микс

В конце сентября в Сан-Тропе съежжаются тысячи любителей паруса. В это время маленький городок на Лазурном берегу Франции радикально преображается, превращаясь из респектабельного и спокойного курорта в бурлящий котел.

10 Октября 2011

Битва в Цемесской бухте

Новороссийск становится центром российского парусного спорта, что позволяет городу проводить соревнования самого различного уровня, в том числе Чемпионаты России, детские регаты и крейсерские любительские трофи. Чтобы убедиться в этом лично, я отправилась к Черному морю.

04 Февраля 2011

Регата «Дед Мороз»

MainSail.Ru публикует рассказ Александра Долинина о любительских флотилии и регате «Дед мороз», которые состоялись в турецких водах в Рождественские каникулы.

11 Ноября 2010

И снова Marmaris Race week

В Мармарисе завершилась очередная международная регата — 21−я Marmaris Race Week. По сложившейся в последние годы традиции, российских экипажей здесь было больше трети — 54 команды. Всего в регате приняли участие 137 яхт из 16 стран мира.

18 Апреля 2010

Кукскафен-Мурманск на «Седове»

Пройти под парусами на толшипе, поучаствовать в работе команды, понять, как управлять таким кораблем — интересный и незабываемый опыт. О своем путешествии на барке «Седов» рассказал Борис Куприянов. Рассказ записала Евгения Бакунова.

24 Декабря 2009

Лансерот на яхте и без

«Лансерот — это необрамленное произведение искусства» — так говорил об острове Сесар Манрике, человек, без которого этот остров был бы совсем другим. Те, кто думает, что Лансерот — это бесформенное нагромождение вулканических выбросов и лавы, жестоко ошибается. Я и сама так когда-то думала: просто времени «оторваться от моря» не было. …

17 Декабря 2009

Детские грезы или от Балеар до Канар

Маршрут с Балеарских островов на Канарские стал уже чуть ли не классическим для наших читателей и писателей. Mainsail.Ru представляет рассказ нашего постоянного автора Василия Красюка о путешествии с одних островов на другие через Мадейру.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+