MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Путешествия
Регата «Дед Мороз»

Александр Долинин
Фото: автора

Регата «Дед Мороз»

MainSail.Ru публикует рассказ Александра Долинина о любительских флотилии и регате «Дед мороз», которые состоялись в турецких водах в Рождественские каникулы.

Хочу поделиться воспоминаниями о поездке в январскую Турцию, на регату, придуманную Андреем Шарковым. Мероприятие получилось совсем не спортивное, но  невероятно душевное. Как доступная альтернатива дальним недешевым Сейшелам или недальним, совсем не дешевым Альпам (или, тем более, ближней Красной Поляне)  в новогодние каникулы – вполне, надо сказать.
Записал то, что ещё помню. Получился своего рода «Судовой журнал». Несколько длинновато, конечно, но если написать совсем коротко, то получится «Был в  январе в Турции. Понравилось„… Так что извиняюсь за многословность, но иначе будет непонятно, отчего «понравилось»… .

Регата «Дед Мороз» (Судовой журнал яхты FastNet)

В начале октября на форуме Русского крейсерского клуба (РКК) народ заговорил (в теоретическом ключе, конечно) о возможности погоняться на яхтах где-то в  теплых краях, вместо того, чтобы традиционно лезть с лыжами в горы. Не прошло и  недели – планируемое мероприятие обросло сторонниками, болельщиками, участниками, лодками, у него появились «идеологическая основа» и название. Новогодняя «Регата «Дед Мороз»?… Если вдуматься, абсолютная нелепица, бессмыслица, состоящая из понятий-антонимов. Ведь что такое РЕГАТА (стереотипный образ): тёплое море, яркие, наполненные ветром паруса, голубое солнечное небо, молодые крепкие ребята или девушки с загорелыми телами, висящие на откренке, крики «Правый галс!»…

А Дед Мороз – это слегка хмельной крепкий старик в красном теплом зимнем наряде, отороченном белым мехом, достающий из своего мешка с помощью Снегурочки подарки ребятишкам, прочитавшим с табуреточки стишок про Новый год, и про всё сопутствующее этому празднику. Новый год – это снег, морозец, лыжи, горы, выпивка, салат «оливье» и мандарины…Тем не менее, мы решились – очень уж давно хотелось новогодние каникулы провести нестандартно.

03.01.11

После непростой дороги из Москвы в Даламан приезжаем в хмурый Гёчек. Club Marina безлюдна, нас встречает только пара местных ребят, проводивших нас на стоящие у причала Beneteau Ciclades 43.4 с российскими флагами под левой краспицей, Fast Net и Fleur of Eden. Именно так и было написано на корпусах и в документах лодок.

Турки улыбчивы и доброжелательны, выдают документы на лодку, даже без подписанного чек-листа. Паруса успеваем посмотреть ещё «насухо», и тут же на марину обрушивается дождь, с редкими перерывчиками льющий почти сутки. Гром в  январе, конечно, удивляет, но погода не вдохновляет совсем: изо рта идёт пар …

На лодке Андрея Шаркова, организатора регаты и, по совместительству, президента РКК, пересекаем бухту, закупаем всё необходимое на первое время: твёрдые и жидкие продукты, спички, бумажные полотенца и прочие предметы первой необходимости типа пахлавы. Возвращаемся в марину.На лодках девушки готовят разные вкусности, которые вскоре поглощаются на FastNet оголодавшей сборной командой, объединившей на вечер два экипажа. Наша Ольга от  адмирала получает имя Дафна: «Дафна, Вы – ведёте»… Было за что…

Новолуние. О сизигии напоминает добравшаяся наконец-то до «Клаб Марины» Юля из Матери городов русских, дошедшая до яхт через слегка затопленный к этому времени причал босиком, точнее — в носках, спасая свои замечательные туфли. Юля привезла настроение, горилку и сало.

04.01.11

От вчерашней промозглости не осталось и следа: безоблачное небо, солнце выпаривает остатки дождя из парусов и верёвок. Ветра — НОЛЬ.Под моторами выходим в Fethie. По-турецки это название произносится «Фетие». Впрочем, и  Гёчек по-местному звучит как Гёджек.Экипажи обеих лодок экипируются в  соответствии с названием и гоночной инструкцией регаты: на всех — красно-белые колпаки, рулевые — в белых окладистых бородах. В бородах — жарковато: воздух прогрелся градусов до 17, а на солнце — ещё теплее.

В кармане блямкает мобильник: пришла эсэмэска. Из «Тюркиш Эйрлайнз» сообщают, что наш обратный рейс из Даламана отменён. Празднично-беззаботное настроение несколько подкорректировалось… В Фетие нас встречает голос Фила, звучащий из рации. Получив инструкции, заходим в марину и швартуемся лагом к  наружному пирсу, рядом с лодкой Fleur of Eden и катамараном Barbos.

До офиса марины, куда я иду с бумагами на лодку, путь неблизкий, минут 10  хода. По дороге знакомлюсь с Филом, хозяином катамарана, и Ильёй, хозяином чудесного моторсэйлера Rainbow, с которыми я виртуально был знаком по форуму сайта «КиЯ». Марина оказалась недешевой: за стоянку 43−футовой лодки с экипажем в 5 человек пришлось заплатить 108 турецких лир (примерно 54 евро). И это при том, что в январе — сильно «не сезон», и марина — полупуста…Удалось передать Филу привезённые для него из Москвы «гостинцы». Удалось познакомиться с Игорем Шарыгиным, с которым тоже был виртуально знаком всё по тому же форуму.

Экипаж отправился кто на осмотр местных достопримечательностей (а посмотреть есть чего!), кто — на закупки продуктов в местный супермаркет. Прицепился к  вай-фай «Барбоса» (Фил дал ключ), отправил «Тюркиш Эйрлайнз» сердитое письмо (те предложили улететь из Даламана 11−го, когда я должен быть уже на работе). Вечером все экипажи собираются в ресторанчике, расположенном на набережной. В  Фетие подтянулись ещё Sun Odyssey Богдана и две учебные лодки, представляющие Go Sailing и «Парусную Академию“, с хорошо знакомыми нам инструкторами и  совершенно незнакомыми курсантами. В ресторанчике стало немного тесно, но  душевность и праздничность атмосферы от этого не пострадали, скорее — наоборот. Парусная тусовка (в дедморозовских колпаках, купленных и привезенных на весь фрегатный народ Шарковыми из Москвы) знакомится, произносит тосты, не забывая про еду и выпивку, которую разрешено было принести с собой…

05.01.11

Турки позвонили сразу после завтрака. Объяснили им, что улететь нам надо так, чтобы успеть на аэрофлотовский ночной рейс до Москвы. Вроде бы нас поняли…

До острова Гемилер от Фетие — всего-то 13,5 миль. Решено стартовать в 12−00. Примерно так и стартуем, возле островка Kizil, лишь немного задержавшись, поджидая Игоря на Valerie, припоздавшего из-за проблем при подъеме якоря (на 15−метровой глубине вручную, одному, это делать очень непросто).?Стартуем через «открытые ворота», то есть проходя на левом галсе за кормой идущей на правом галсе Fleur of Eden. Ветра для обросших ракушками Ciclades, спроектированных под свежие ветра греческих Киклад, невероятно мало, и «учебный» гоночный Dufour 40 Philoxene, а также Jeanneau Sun Odyssey 42i Performance Nazli Deniz с  офигительными парусами Quantum и Sun Odyssey 45.2 Anouk, лодки с более чистыми «пузиками» и бОльшей парусиной, бодро убегают к горизонту, даже особо не  заморачиваясь настройками…Курс — полный бейдевинд правого галса. Через некоторое время приходит понимание, что для нашей лодки это — не полный, а  вполне гоночный бейдевинд, поскольку острее лодка идти не может. При лавировке от берега выясняется, что лакировочный угол таков, что о нём в приличной компании неловко говорить. У систершип, замечаем, этот угол примерно такой же. Грустно…

Rainbow и Valerie, заведя движки, проходят мимо. Катамаран Барбос ушел вперёд немного раньше, как и наш систершип. Ветра всё меньше. «Гоночный комитет» принял решение гонку закончить, финиш — по текущим координатам. Ближе всех к острову Святого Николая — Nazli Deniz, ставший победителем. Мы же финишируем последними: Fleur of Eden хоть и сильно мористее нас, но, похоже, впереди.?Майнаем паруса, под мотором идем к Гемилеру — Aya Nikolas. На «Дюфуре» народ пытается поставить генакер с наветренного борта. Мысль интересная, новая… Через некоторое время ребятам, похоже, новаторство надоедает, меняют галс, генакер наконец-то наполняется ветром…

По пути к Гемилеру, возле островка Karacoron берём на буксир «Валерию», у  которой закончилось в баке топливо, и вместе заходим в бухточку, спрятавшуюся за островом Деда Мороза, то бишь Святого Николая. Бросаем якорь, и связываемся с плотом из двух яхт и катамарана. Учебные лодки ушли по своим учебным делам (ночная навигация, скажем). Rainbow и Valerie, как настоящие одиночки, стоят на  якорях чуть поодаль. Вскоре к Fast Net причаливает Игорь на своем тузике, гордо именуемом «динги». Игорь презентует нам бутылку чудесного местного напитка с  удивительным названием «VoTka».

На берегу горит огонь, в крохотном ресторанчике, к нашему изумлению, есть жизнь! На тузиках начинается высадка «десанта» на берег. Несколько «ходок» — и  все желающие оказываются на берегу. Очень уютный получился вечер, с костерком из горящих в железной бочке оливковых поленьев…Кате Шарковой тоже пришла эсэмэска об отмене рейса.

06.01.11

Утром спускаем на воду тузик, ставим на него подвесник. В два приёма добираемся до острова Святого Николая. Там нас встречает полуобезумевшая от  одиночества белая кошка и синий щит с таким текстом (соханена орфография оригинала):

«Gemiler Island (St.Nicholas Island)

The island became residental area during the early Byzantian Period. Some  medieval sources claim that Saint Nicolas, known as Santa Claus, came here or lived here for some time, which enhances the present prominence of the island. Some sources name the region as Symbola. There are vaiours religious buildings and numerous small houses on the island. Four large churhces, many vaulted tombs, the corridor connecting Churces No.3 and No.4 and the Church No.2 with  frescoes dedicated to Saint Nicolas are among sights worth visiting. From the early Byzantian Period until the 12th century A.D., the island was inhabited and was an important port of call, especially for vessels sailing from Italy and other Western Mediterranean countries with pilgrims destined for the Sacred Lands in Palestine. The island was deemed significant also because of existing cults of certain saints. The aid and interest of our esteemed guests are  requested in the protection of the island from devastation and pollution”.

Вероятно, не только просьба соблюдать чистоту возымела действие, но ещё и  кое-что иное. Во всяком случае, на безлюдном острове не было ни пустых бутылок, ни полиэтиленовых пакетов, ни даже окурков! И что поразительно, ни в одной из  многочисленных развалин с многовековой историей не было и следов импровизированных сортиров!…А история у каждого камня из этих развалин такая, что будь у нас на родине нечто подобное — национальной гордости не было бы  конца. А здесь — всего лишь содержат в чистоте.Собственно, истоки нашей, российской христианской истории — здесь, в нынешней Турции, бывшей Византии.И этот остров, на котором когда-то жил Святой Николай, покровитель моряков — тоже часть нашей истории…

На самом верху, там, где находятся стены одной из многочисленных церквей, где стоит маяк, делаем групповой снимок, фотографируем окрестности. Но ни одна фотография неспособна передать и малую часть того ощущения восторга, который испытываешь, стоя на вершине, того эмоционального катарсиса. От великолепной панорамы, от потрясающего пейзажа, от какой-то удивительной ауры этого святого места захватывает дыхание!…

Спускаемся вниз, к надувнушкам. Пока народ малыми партиями доставляется на  лодках-резинках к яхтам, звучит призыв «Купаться!», и это неудивительно – вода почти как летом, градусов 19. Но ведь сейчас – январь! ?Именно осознание этого обстоятельство подтолкнуло нашу Ольгу к прыжку в воду. Собственно, с этого момента для неё начался другой, «зрелый» период в регате: «от соплей восторга к  простудному кашлю»…

Стартуем в 15−00, возле того же островка, где брали на буксир «Валерию». До  бухты Wall Bay всего около 15 миль, ветерок пока есть, хотя и не попутный, но  до заката вроде бы все должны успеть финишировать. Вскоре ветер кончился. Свистим… Без толку. Мишка решил купаться (всё равно же стоим). Свистим…Довольно скоро выясняется, что если гонку в таком духе продолжать — закончится она в  лучшем случае глубокой ночью. Но сегодня – Рождество Христово, и было бы нелепо вместо праздника пялиться в темноте на безжизненно висящие паруса. Лодки поочерёдно объявляют о своём выходе из гонки, дольше всех держится «Дюфур» школы GoSailing, он и объявляется победителем гонки.

Без парусов, под мотором идём в Wall Bay. Экипаж всю дорогу занят надуванием шариков для украшения предстоящего праздника.?Швартуемся лагом при появившемся юго-восточном ветре. Помимо наших, регатных лодок, у пирса стоит великолепная Amel 54. Значит, место вполне живое! Пока хозяева местного ресторанчика жарят заказанного ранее барашка, регатный люд занят подготовкой к гонкам на тузиках. Одинаковых тузиков (можно сказать – монотипов) – три. Следовательно, схема гонок – такая: каждая яхта выставляет команду из Деда Мороза и Снегурочки (получается 6 команд, поскольку Илья с Rainbow уже был занят решением проблемы музыкального обеспечения вечера), в двух «заездах» выявляются победители, которые и бьются за главный приз в решающем раунд-робине.

К «верхнему знаку» (кранец, привязанный к якорёчку от тузика) наши бойцы (Миша и Ульяна, удивительно симпатичная молодая пара) добрались первыми, несмотря на ощутимо усилившийся встречный ветер, и до финиша никому не дали шансов к ним приблизиться. Второй «заезд» после такой же страстной борьбы вывел в победители ребят с Anouk, один из которых изображал Снегурочку.

«Гоночной инструкцией» финала предусматривалась доставка к финишу неповрежденного куриного яйца во рту одного из членов команды. Финал получился драматичным: яйца обе команды привезли целенькими, но хотя у вторых победителей и было гораздо меньше времени на отдых, всё же половая принадлежность «снегурки» сыграла свою роль, у наших просто не хватило сил сопротивляться молодому задору курсантов.  Шампанское победителям и шоколадки проигравшим вручались под аплодисменты и одобрительные крики болельщиков, в числе которых, помимо регатных, оказались и хозяева ресторанчика, и итальянская пара – хозяева красавицы «Амели» под французским флагом…?Шарковы поговорили с турецкой авиакомпанией, объяснили тем, что в Стамбул они должны прилететь 10−го…

Чуть позже все собираемся в этом самом местном ресторанчике, представляющем из себя навес с камином, три стороны этого навеса закрыты плёнкой. Вплотную стоит ещё один навес, поменьше, под которым разместилось некое подобие бара. Навесы украшены связками цветных шариков, которые надувались экипажами двух «Киклад» после выхода из гонки…?Экипажи рассаживаются за столы, начинаются поздравления от команд-участниц: команда «Барбоса» привезла узбекского Деда Мороза, Кор Бобо по-ихнему. команда «Райского Флёра» — японского Сегацу-Сан, наша лодка поздравляла всех вместе с ма-а-аленьким таким Дедом Морозиком, сантиметров семидесяти росту. Народ рыдал…

Секрет столь малого роста нашего Деда объяснялся просто: наша Ольга, театральный художник по профессии, привезла из дома не только непромоканцы и  купальник, но и целую немаленькую сумку с декорациями, костюмами, масками, подарками. И для того, чтобы «компактный» Дед Мороз смог начать раздавать подарки, нужны были усилия 4−х человек: двое держали двухслойный «задник», главный актер (в нашем случае – актриса) «отвечал» за голову и ноги Деда, актёр «второго плана» — за руки. «Руки» не всегда успевали реагировать на меняющиеся обстоятельства, поскольку не видели, что же происходит в зале, и от этого представление становилось только смешнее…

После раздачи подарков зал преобразился: и так-то вся наша регатная публика имела вид довольно чудной, в этих новогодних колпаках с пришитыми к ним белыми косичками или с написанным на лбу признанием «хочу Снегурочку», а теперь окончательно стала выглядеть придурочной, в нелепых оленьих рогах, с накладными огромными ушами, с какими-то антеннками-кисточками…Но всем от этого безумия стало только веселее. Игорь притащил со своей Rainbow музыку (нетбук с  колонками), взамен неработающей турецкой стереосистемы. Получилось и громко, и  потрясающе празднично. Конкурсы, танцы, тосты…
?Итальянцы, оказавшиеся вместе с нами в этом карнавально-новогоднем пространстве, нацепив такие же дурацкие рога-уши-носы, были просто счастливы.?Счастливы были и турки – хозяева заведения, танцевавшие вместе с  нашими дамами, счастливы были юные турчанки, окруженные страстным вниманием Стаса, регбиста-программиста с «Райского Флёра»…

В завершение вечера на столах появились тарелочки с пахлавой, которую никто не заказывал. Комплимент от заведения, понятное дело… Пахлава, правда, никого не заинтересовала, да и исчезла так же внезапно, как и появилась.?Расплатились, произнесли ещё пару–тройку тостов, выпили принесённых с собой напитков (спасибо туркам, разрешили), и пошли на лодки, «полировать» прекрасные ощущения от  чудесного вечера…

 

07.01.11

Ночь выдалась не очень спокойной – к утру ветер поменялся, и прилично раздуло. Стало ясно, что сегодня штилевой гонки не будет. Старт, правда, откладывался на вторую половину дня, поскольку адмиралу (Андрею Шаркову) надо было смотаться в Гёджек. Спешить и вправду особой нужды не было, следующей маршрутной точкой была намечена бухточка Сарсала, находящаяся буквально «за углом», в полутора милях от Уолл-Бэй, там к вечеру даже должны для нас приготовить баранину, Андрей Ухин договорился с тамошними хозяевами…?Народ потихоньку приходил в себя после вчерашнего. Хозяин «Амели» устроил мне экскурсию по своей лодке. На свой «Фаст Нет» я вернулся под большим впечатлением…Ветерок всерьёз разыгрался. Появились сомнения в целесообразности гонки…

Вернулся из Гёджека Андрей. Поделился впечатлениями о погоде. Дует прилично…На собрании капитанов было решено, тем не менее, устроить коротенькую гонку, несмотря на шквалистый ветер с запада. Предстоит одна «петля», со  стартом в глубине соседней бухты, вроде бы называемой Bilik Koyu, затем –  лавировка к верхнему знаку, который должен стоять возле западного берега большой бухты, и полняком – на финиш. Вся дистанция – две с небольшим мили. Проблема – в больших глубинах, даже на не слишком точных картах 20−метровую изобату не найти и возле самого берега… Мы связываем пару верёвок, привязываем один конец к двум якорёчкам для тузика, второй – к большому кранцу, чтобы установить «верхний» знак возле берега, на глубинах около 50 метров. Попрощавшись с итальянцами, отдаём швартовы. Устанавливаем в оговоренном месте знак, где-то на 45 метрах, при этом до берега остаётся метров 60. Тесновато, однако…

Идём в зону старта, начинаем ставить грот. Сделать это не очень просто, поскольку ветер ниже 20 узлов не падает, постоянно меняет направление, а  спрятаться – негде. Ещё и шкотовая лебёдка выходит из строя… А шквалы налетают нешуточные, резкие, как удар хлыста, от них вода как бы вскипает, и брызги летят над ней горизонтально. Придётся спасики надевать, похоже. «Насвистели» лишнего вчера, однако…Тем не менее, грот в первых рифах поставлен, но к этому моменту звучит команда адмирала всем вернуться к пирсу: наши гостеприимные турки не выпускают катамаран Фила, грозят полицией, требуя расплатиться за  вчерашний вечер. Нормально погуляли…Рубим грот, идём к почти родному пирсу, швартуемся. Турок на причале, выясняет отношения уже не только с Филом. Через некоторое время из кармана турка появляются деньги, но их явно меньше той суммы, что была отдана нами вчера. Толпа перемещается в «ресторан», и там находится и остаток тех, вчерашних денег.

Правда, турок требует доплатить за дополнительные заказы, к которым была отнесена никому не нужная пахлава и даже коньяк, которым турок угощал ещё до  праздничного ужина пришедшего обсудить детали заказа Володю Наумова, к коньякам относящегося с опаской…Хороший в Турции народ, предприимчивый…

Вновь прощаемся с итальянцами, с удивительно симпатичной бухточкой. Но  что-то возвращаться сюда больше не хочется… Гонки на сегодня закончились: скоро стемнеет, а адмиралу вновь надо в Гёджек сгонять. Это вроде бы рядом, до него всего-то 8 миль, но, тем не менее, часа 2 с копейками у него на этот поход уйдёт.?Не торопясь идём в Сарсалу, что «за углом налево». Дует, однако!  Ветер унялся только в глубине этой самой бухточки, защищённой природным горным «амфитеатром», но всё равно при швартовке надо было учитывать боковой снос, и  нашему Юре пришлось постараться. Впрочем, швартовки в трудных условиях – это его конёк, он от этого только удовольствие получает. Помогаем в швартовке прибывающим лодкам. Успокаиваемся после отвратительной «разборки» с  «ресторатором» из Wall-Bay…

«Райский флёр» возвращается из Гёджека в темноте, почти в семь вечера. Местный «ресторатор» принимает заказ на ужин прямо на пирсе: «Осталось только три порции…» и произносит название этого дефицитного блюда, я не запомнил его. «Берём все три, на лодку», — мгновенно реагирует Шарков. Вероятно, до этой бухты уже в каком-то искаженном виде дошла история про то, что русские пытались смыться, не расплатившись, и, принимая заказ, турок записывает, с какой конкретно лодки кто что заказал. Приходится «дисциплинированно» рассаживаться по экипажам,… После ужина в руках Андрея Ухина оказывается гитара, и под потрескивание огня в камине поются славные, всеми любимые песни. Лирическую атмосферу вечера своим сольным номером взбодрил Стас с шарковской лодки. Жанр исполняемого им «произведения» определить было невозможно, впрочем и сам Стас не очень уверенно отвечал, что же это было, то ли гимн их регбийного клуба, то  ли песня без конца, то ли демонстрация фонетических возможностей человека… Короче говоря, народ первым куплетом (а особенно – припевом) был ошарашен, к  началу третьего уже не мог сдержать смеха, к концу выступления уже корчился от  хохота, некоторые пытались «подпевать», точнее – подхрюкивать.


08.01.11

Утром в бухту пришла шаланда синего цвета с двумя турками и одним ослом. Настоящим. Ослик после морской прогулки по гладкому (стоял штиль) морю не  выглядел взволнованным. Загадку, как же осла удалось загрузить в лодку, а тем более – как выгрузить, нам решить не удалось, наши яхты вышли из бухты, не  дожидаясь этого потрясающего зрелища. Чуть раньше ушёл в Мармарис на своей Valerie Игорь Шарыгин. Вероятно, очень спешил, поскольку попрощался с регатой по радио, уже довольно далеко отойдя от берега. Жаль. Его компания была чрезвычайно приятной и неожиданно уместной в этой регате. Отличный мужик!…Было решено сегодня попытаться устроить гонку до Фетие, ветер вроде бы  должен быть. Предварительно был согласован маршрут гонки: старт возле острова Zeytin, до острова Kizil, который надо было обогнуть левым бортом, затем – к острову Katrancik (по турецкой версии – Тавшан), который тоже огибаем левым бортом, затем опять к островку Кизил (левым бортом), и финишируем напротив северного кардинального знака на входе в бухту Фетие.?Наш юный будущий капитан Миша просит дать ему попрактиковаться. Отлично! Миша – у штурвала, командует, мы же отдаём муринг, швартовы, убираем кранцы, ставим паруса. Fleur of Eden задерживается в Сарсале, Андрей ведёт какие-то сложные переговоры с  авиакомпанией. Странно, вроде бы всё уже решилось, вылетаем из Даламана рано утром 10−го.

У Миши с Ульяной большой швертботный опыт, у Миши – ещё и весьма приличный матросский опыт на Open-800, но вот в море, на большой яхте они – впервые. И  Мишка ловит кайф от управления такой большой крейсерской яхтой. С выключенным двигателем, впрочем, яхта управляется не очень – ветра практически нет. Стоим. В гоночной программе, правда, осталось лишь 4 яхты: две наши «Киклады», катамаран «Барбос» и «Рэйнбоу» Ильи. Учебный флот ушел заниматься по своей программе, обещали к вечеру подтянуться в Фетие. Стоим кучно, носом в сторону Фетие. Вроде бы и не совсем стоим, а потихоньку движемся, скорость – почти узел! В связи с тем, что время – идёт, а ветер дадут неизвестно когда, решено начать получать удовольствие немедленно, «гоночный комитет» объявляет по радио, что старт состоялся. Штилевые гонки – самые мучительные. Нет ни секунды на  расслабление, надо ловить и использовать каждое дыхание ветерка, отрабатывать каждый его заход-отход. Очень внимательная и синхронная работа на парусах, очень ответственная рулёжка. И правильно избранная тактика играет решающую роль. Мишу ожидал сегодня серьёзный урок.

Стартовали-то мы с западным ветром, почти на фордаке, затем ветерок слегка зашел к югу, и мы настроили паруса под бакштаг правого галса. «Барбос» начал слегка отрываться, а когда поставил спинакер – вообще стал уезжать. Илья довольно скоро завёл дизелёк, поскольку для такого ветра его парусов хватало только на половину скорости наших яхт. Что ж, будем состязаться с «Райским флёром». Он, кстати, чуток отстал от нас… Ветерок опять отошел, пробуем нести «бабочку» — получается не очень. Оставляем эту идею…Уворачиваясь от  надвигающейся на нас штилевой «лужи», меняем галс. Сзади приближается соперник, на правом галсе. Но до него – далеко, успеваем пройти…Нет, не успеваем! Я не учел, что ветровая тень от него будет настолько далеко простираться, и мы – встанем перед надвигающимся форштевнем соперника. Блин!…Ну детская же  ошибка!

Разошлись, конечно, но для этого Андрею пришлось слегка привестись, а нам –  убрать корму. «Извиняемся» перед соперником за нарушение, то есть крутим поворот на 360 градусов. Точнее, пытаемся этот поворот скрутить, но, поскольку скорости нет, вместо поворота идём в обратную сторону, метров 100, идём довольно долго, пока не набираем необходимую для выполнения маневра скорость. От соперника отстаём уже больше, чем на 200 метров. Это очень много. Надо искать ветер. Жмёмся ближе к берегу, где его, кажется, чуть больше, чем если бы  мы шли мористее, как шарковская лодка. По радио Фил сообщает, что у него скорость – 4 узла (а у нас – ветер такой, скорость, соответственно, вдвое меньше). Дистанция гонки сокращается и Фил идёт на финиш, к черно-желтому знаку. Угадали мы с ветром! К Кизилу подходим несколько раньше Андрея.

Тем временем Фил финишировал. Возле Кизила ветер наконец-то подул! И мы набираем ход, и «Флёр оф Эден» сзади тоже начинает разгоняться. Вот у нас уже 4  узла, 4,5, вот уже 5 узлов!  Миша начинает нервничать: «Флёр» всерьёз наседает сзади. Но у нас «неубиваемая» тактическая позиция, поэтому и  финишируем (то есть проходим мимо знака) чуть раньше «Флёра». Мишка –  счастлив!

Ошвартовать лодку в марине Фетие Мишке, правда, не довелось – этот процесс традиционно поручался Юре. Но и без этой «точки» день для начинающего капитана удался!?Вечером регата, в дед-морозовских колпаках, воссоединяется в очередном местном ресторанчике (учебные лодки тоже подтянулись). Официальное закрытие, Андрей Шарков произносит «речь», подводя итоги, точнее, это не речь, это –  признание в любви.. Тосты, поздравления, комплименты, тосты… Необычайно тёплая, дружеская атмосфера, улыбки, смех, объятия…В карнавальном костюме пришел только один Стас. Костюм этот он сделал сам, привёз из дома, но на Рождество не надел, не случилось. И вот сейчас он был не то бабочкой-мотыльком, не то пчелкой, большой такой, розовощёкой пчелкой. Компанию Стасу в карнавальном деле составил какой-то турок, нацепивший на себя страшноватую маску улыбающегося негра. ?И Стас – выступил! Сегодня он подготовился, вспомнил много куплетов своей нескончаемой песни-гимна, записал их на бумажку, чтобы не забыть, и с этой шпаргалкой вышел «на сцену». Регатные, слышавшие уже это произведение, были морально подготовлены, а вот турки оторопели, конечно, и из ступора вышли не  сразу после того, как Стас закончил, сорвав шквал аплодисментов…?Спать этим вечером легли не скоро… Оказалось, что у экипажа Fleur of Eden билеты из  Стамбула в Москву куплены на февраль месяц…


09.01.11

Юра, вылезший из лодки с рассветом, обнаружил на пирсе лёд. И вправду, ночами несколько холодновато…Перед поездкой я запасся спальным мешком, несколькими комплектами термобелья, и, как выяснилось первой же ночью, эти покупки не были напрасными. Если днём температура воздуха была около 17  градусов (а на солнце вообще было жарко), то ночью (к утру) в гости на лодку приходил Колотун. Температура опускалась где-то до 8−10 градусов. Семейным парам было легче…Учебные лодки ушли. Спасибо ребятам за компанию. Не успевшие в  прошлый раз осмотреть местные достопримечательности, наши Миша и Уля полезли к  знаменитым гробницам. Не задействованные в экскурсионной программе пошли закупать продукты на предстоящий день и вечер, на общий заключительный ужин.

Андрей пытался разобраться с «Аэрофлотом», без особого успеха, правда. Ветра не ожидалось.  Расплатились с мариной (почему-то, кстати, подорожавшей за  несколько дней: сегодня с меня взяли 60 евро). В два часа дня в сторону Гёджека вышли 4 лодки: две наши «бенетушки», «Барбос» и «Рэйнбоу». Провожал нас баклан, гордо сидевщий на входном знаке марины.  Море – без признаков ветра, зеркальное. Очень красивые фотографии получаются при такой погоде, но нам очень хотелось поставить паруса…Дизель «Рэйнбоу» нещадно дымил. Вспомнилось, как Илья на днях философски заметил по поводу дымка, вылетающего из выхлопа его лодки: «Все мы умрём»…

Ход лодок пришлось сбросить до 5 узлов, поскольку дизель «Рэйнбоу» очень грелся, о чем Илья нас известил. Делать было решительно нечего. Пошли к  мини-архипелагу Yassica, красивейшему уголку большого залива Фетие, невероятно популярному среди яхтсменов. И даже сейчас, в январе месяце, на буйках там стояли несколько лодок и даже большая дорогая «керосинка». Стали на буйки и мы. Хотя вода тут была и не такая тёплая, как возле острова Деда Мороза, то есть Святого Николая, но была не менее прозрачной и манящей. Народ (непростуженный) не мог не искупаться. Юра оккупировал камбуз: он решил к общему ужину приготовить по своему рецепту жаркое из баранины, купленной специально для этого в Фетие.

Искупавшиеся согревались старинным русским способом. Способ доказал свою действенность, надо сказать. Эх, до чего же красиво, уютно, спокойно здесь, в  этом турецком атолле!  Всё, пора! Нас ждёт человек на заправке, специально вызванный в воскресенье, нас ждут ребята из Sun Sail, чтобы принять лодки раньше срока, им пришлось приехать ради нас (и, в первую очередь, из-за «Тюркиш Эйрлайнз») в воскресенье. И нам ещё надо зайти в порт Гёджек, чтобы купить напитков для вечера…Заправляться пришлось из «лукойловского» бензовоза. Солярка в Турции, надо сказать, втрое дороже нашей, того же производителя… Лодки приняли без осмотра, спросили, были ли проблемы, после ответа вернули депозит. Собрались все на «Барбосе».

С трудом, но в кокпите уместились экипажи всех 4−х пришедших в «Клуб-марину» лодок, все 16 человек. Ах, какую баранину приготовил Юра! Какое же объедение –  эта тушеная вместе с бараньим мясом картошка! А какие вкусности приготовили на  «Барбосе», на «Флёр оф Эден»!  Но главным блюдом этого вечера была необыкновенно (а вернее – ставшая за время регаты уже несколько привычной) теплая, дружеская атмосфера, и, конечно, слова, которые произносились сердцем…Ночью, кутаясь в два одеяла, вспоминаю каждый прошедший день и свои сомнения перед принятием решения относительно поездки в Турцию.

Мы грелись под лучами солнца при безоблачном небе? Ещё бы!  Было море тёплым? Ещё каким тёплым! Загорелые тела? Да сколько угодно! Были яркие паруса, наполненные ветром? Были! Был даже «Правый галс!», как же без него на  регате…

Одним словом — получилась, удалась она, эта регата „Дед Мороз“!


10.01.11

Ранний подъём. Вовремя приехавший микроавтобус за полчаса доставляет нас в  местный аэропорт. Без проблем регистрируемся. Вовремя взлетаем. Вовремя прилетаем в Стамбул. Быстро добираемся до стойки «Аэрофлота». И тут –  застреваем, надолго …Через несколько часов решаем разделиться: пятёрка с «Фаст Нет» отправляется в Стамбул на «разграбление города», вторая пятёрка остается в  аэропорту решать проблему обратного вылета. Назначили время и место встречи. Вещи сданы в камеру хранения, на метро добираемся до конечной станции, «Ак Сарай», расположенной недалеко от центра. Пешком доходим до Айя София, но  внутрь этого великого собора попасть не можем: понедельник, музей закрыт. Ужасно обидно! Заметно прохладнее по сравнению с Гёджеком. Долго на одном месте стоять некомфортно, зябко… До наступления вечерней молитвы успели зайти в  Голубую мечеть, турецкую альтернативу византийскому зодчеству (построенную, правда, на 14 столетий позже).  Побродили по старинным улочкам. Погуляли по старому рынку. Пообщались с местными уличными вымогателями. Колоритный город!  Встретились наконец-то с нашими, в неплохом и не слишком дорогом ресторанчике на берегу бухты Золотой Рог. Ужин прошел без фанатизма по части напитков: завтра утром надо будет садиться за руль…

Немного грустно… Жаль, что всё закончилось. Жаль прощаться со всеми этими славными людьми, жаль уезжать от моря.?Наверное, через год опять захочется такого же «экстрима»… Прощаемся. Очень не хочется расставаться.  Пришло наше такси. Правда, нас – пятеро. Таксист – шестой. Машина – обычный пятиместный седан. Турок объясняет, что это – нормально, ехать близко, у них так можно. Что ж, ладно, можно так можно. За 30 минут доезжаем до аэропорта, заплатив за поездку 20 евро.

11.01.11

В Москве нас встретил снег, мороз и непробиваемые пробки. Такси везло меня до дома больше 3−х часов…И сразу же надо ехать на работу. Каникулы закончились…


04 Февраля 2011


Другие тексты на эту тему

23 Июня 2014

201 миля настоящих гонок

В Хорватии завершилась четвертая крейсерская регата «201 миля». Организаторы подчеркивают радикальное отличие состязания от большинства корпоративных регат и отмечают устойчивый интерес роста к регате, которая проводится на монотипах.

26 Мая 2014

Тежу – река истории

В мире не так много много столиц, в центр которых можно прийти на яхте под парусом. Лиссабон именно такой — гостеприимный и открытый.

01 Августа 2013

Extreme Sailing в Порту

Седьмой сезон Extreme Sailing Series в разгаре. Третий этап серии проходил в португальском Порту. Гонки этой серии проходят непосредственно вблизи берегов, поэтому на регатах этой серии всегда много зрителей.

10 Октября 2012

Сумашедший микс

В конце сентября в Сан-Тропе съежжаются тысячи любителей паруса. В это время маленький городок на Лазурном берегу Франции радикально преображается, превращаясь из респектабельного и спокойного курорта в бурлящий котел.

10 Октября 2011

Битва в Цемесской бухте

Новороссийск становится центром российского парусного спорта, что позволяет городу проводить соревнования самого различного уровня, в том числе Чемпионаты России, детские регаты и крейсерские любительские трофи. Чтобы убедиться в этом лично, я отправилась к Черному морю.

11 Ноября 2010

И снова Marmaris Race week

В Мармарисе завершилась очередная международная регата — 21−я Marmaris Race Week. По сложившейся в последние годы традиции, российских экипажей здесь было больше трети — 54 команды. Всего в регате приняли участие 137 яхт из 16 стран мира.

18 Апреля 2010

Кукскафен-Мурманск на «Седове»

Пройти под парусами на толшипе, поучаствовать в работе команды, понять, как управлять таким кораблем — интересный и незабываемый опыт. О своем путешествии на барке «Седов» рассказал Борис Куприянов. Рассказ записала Евгения Бакунова.

24 Декабря 2009

Лансерот на яхте и без

«Лансерот — это необрамленное произведение искусства» — так говорил об острове Сесар Манрике, человек, без которого этот остров был бы совсем другим. Те, кто думает, что Лансерот — это бесформенное нагромождение вулканических выбросов и лавы, жестоко ошибается. Я и сама так когда-то думала: просто времени «оторваться от моря» не было. …

17 Декабря 2009

Детские грезы или от Балеар до Канар

Маршрут с Балеарских островов на Канарские стал уже чуть ли не классическим для наших читателей и писателей. Mainsail.Ru представляет рассказ нашего постоянного автора Василия Красюка о путешествии с одних островов на другие через Мадейру.

21 Сентября 2009

На яхте с детьми

MainSail.Ru с удовольствием представляет рассказ Василия Красюка о его путешествии на яхте с детьми. Повествование делится на две части — «морскую» и «сухопутную».


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+