MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Путешествия
На яхте с детьми

Василий Красюк
Фото: автора

На яхте с детьми

MainSail.Ru с удовольствием представляет рассказ Василия Красюка о его путешествии на яхте с детьми. Повествование делится на две части — «морскую» и «сухопутную».

 

 

В наших планах осуществить недельную поездку по Хорватии на машине и  недельный поход на яхте вдоль берегов средней Далмации. Пусть читатель сам выберет, о чем ему интересно читать – о суше, о море или обо всем по  очереди

Сухопутную часть маршрута мы планируем осуществить узким кругом нашей семьи. Морская часть путешествия планируется как детский яхтинг тремя лодками в  составе флотилии. В общей сложности на трех яхтах будет девять детей, так что путешествие обещает быть интересным. Для всех детей это будет первое путешествие на борту парусной яхты. Я сильно и давно болен парусом, мне очень важно, чтобы моему ребенку там понравилось и он полюбил море не меньше меня.

На яхте с детьми

Из-за катастрофической нехватки времени у меня не получалось записывать свои впечатления каждый день, поэтому описание морской части похода начинаю писать в следующую субботу в меленькой  гостинице для охотников в  предгорьях рядом с Загребом. Это место мне очень напоминает гостиницу из «Отеля у погибшего альпиниста» Стругацких, но я опять забегаю вперед, начинаем как полагается с приезда в марину.

День первый. Mandalina.
День девятый моего отдыха и день первый яхтенной части маршрута, в дальнейшем буду вести счет с этого дня. Мы стартуем из марины «Mandalina» в Шибенике двумя Bavaria 46 Cruiser, еще одна такая же лодка идет нам на встречу из Задара. Экипаж моей лодки: наша семья в составе троих человек, двое отцов с сыновьями из Минска и еще одна семья из Минска в таком же составе как мы – папа, мама и  сын. В итоге на моей лодке четверо пацанов, четверо отцов и две мамы. Дети в  возрасте от 6 до 11 лет. Вторая лодка из нашей марины выходит в составе  двух капитанов, двух женщин,  двух взрослых матросов мужского пола и двоих детей 8 и 14 лет, каждый член команды является членом семьи еще одного члена команды : -) Третья лодка, идущая к нам из Задара, представляет собой институт благородных девиц: кроме капитана и бэк-капитана, две совершеннолетние и три несовершеннолетние дамы.

В 11 утра мы втроем уже в марине, через 30 минут подъезжает Владимир Когутовский, мы решаем вопросы с чартерной компанией, заполняем документы на мою лодку, платим обязательные сборы, вносим страховой депозит и едем отдавать арендованные машины в Сплит. Вся моя команда планирует прибыть часов в 6 вечера, половина команды второй лодки тоже не спешат к нам из  аэропорта, поэтому мы с Александром Агеевым (капитан второй лодки) принимаем наши лодки и спешим в магазин делать первую закупку. Интересное наблюдение -  стоимость первой закупки прямо пропорциональна колличеству людей, принимающих в ней участие, если в магазин идут все члены команды, то сумма обычно приближается к 400 евро, в этот раз мы закупали все на две лодки втроем – получилось 250 евро на лодку. И пусть мы забыли туалетную бумагу и еще пару мелочей – экономия на всякой фигне получилась существенная (на следующей стоянке всю эту фигню все равно купили – ровно на 150 евро).

 

 

В 18−00 мы уже в марине с провиантом, как раз подъезжает моя команда – ребята ехали из Минска на микроавтобусе. Быстро грузимся, всем 30 минут на душ и в 18−50 мы уже выходим в море, оставив в  марине нашу вторую лодку, часть команды которой по дороге из Загреба решила заехать пообедать, а в итоге приехала позже на два часа.

Вечером встали на якорь в бухте острова в 5 милях от марины, я очень люблю выходить в субботу – получается почти на один день похода больше. Закат в  20−30, а мы ужинаем, купаемся и выпиваем в честь нас таких замечательных.

День второй. Воскресенье.
Ночь спал в кокпите и под утро замерз немного – днем жара за 30, а вот ночи еще майские и холодные. Капитан второй лодки проявил железную волю и в 7−45 его лодка уже швартуется к нам лагом. Далее совместные купания, завтрак и  обсуждение планов. Вечером мы договорились о точке рандеву с третьей лодкой –  это тоже дикая стоянка, поэтому нам надо зайти за водой и за топливом в  ближайший порт. Датчик топлива показывает примерно полбака и, в чартерной компании мне сказали, чтобы я заправился и привез им потом чек. Хорватия, однако.

Зайти пришлось в два порта – в первом я заправился топливом (оказалось что бак полон, просто датчик врет), но за заправку водой нам предложили заплатить как за ночную стоянку по 60 евро, во втором порту залились водой за 8 евро с лодки. Команды в обоих портах сходили на берег, поэтому реально мы смогли тронуться в путь в 12−30 дня, такая тенденция сохранилась к сожалению в течение всего похода. В точке рандеву мы были где-то в 19−30 -  третья лодка уже несколько часов ожидала нас на бочке в южном заливе острова Dugi. 

После швартовки к нам подъехал милый молодой человек и сообщил, что мы  находимся в национальном парке и с каждого человека по 8 евро за его посещение, в итоге с лодки получилось 50 евро. Из моего рассказ вам может показаться, что Хорватия дорогая странна – она действительно дорогая, но больше расстраивает, что за все пытаются драть деньги. Стоянки в маринах – от 60 до 90 евро, на  бочках как вы видите – 50, водой еле заправились, в принципе их понять можно, но страна начинает сильно проигрывать перед той же Турцией и Грецией.

День третий. Понедельник.
Божественное утро – тепло, солнечно, безветренно. Вода в заливе – 23 градуса. Сегодня мы много купаемся. В общей сложности за день – раз 20. С утра полезли исследовать дикий берег национального парка, поднялись на гребень ближайшего склона и очутились на краю отвесного обрыва – половину острова отрезали силы природы. Очень красиво, хотя стоять на краю страшно.

Сегодня мы идем стоять в Biograd – небольшой городок на континенте. Днем дал детям порулить яхтой под мотором по принципу «Иди куда хочешь» — каждый минут по 10 с полным удовольствием описывал 8−ки и круги по  воде. Вторую половину дня прошли под парусами и даже обогнали кого-то на такой же лодке.

Biograd – город мелкий, но, как и все Хорватские прибрежные города, может похвастаться старинным центром. Марина стандартно хорошая и стандартно недешевая – 70 евро.

День четвертый. Вторник.
В 6−30 утра сходили с капитаном другой лодки Ильей Русаковым на рынок за свежей рыбой. Взял на нашу лодку 10 дорад, а вечером все пожалели, что не взяли 20.

Сегодня вечером опять стоим на дикой стоянке  — маленький залив на  маленьком острове Lavsa что в группе островов на SW от Kornat. С утра был ветер вдоль берега, потом днем штиль на акватории между островами, а ближе к вечеру мы двумя яхтами ломанулись в открытое море, где все таки нашли свой ветер и  немного погонялись.

Стоянка очень живописная, встаем на бочку уже в сумерках, но вот глубина на  стоянке может заставить вздрогнуть неуравновешенного капитана – 2,50 – 2,60 при осадке моей лодки в 2,10 — с утра специально нырял и мерил. Кстати, там на всех островах есть приливы до 0,5 метра и приливные течения до 1 узла. Опять с нас попытались взять деньги за стоянку в национальном парке, но дипломатический талант ребят с лодки, что пришла на стоянку первой, позволил трем лодкам встать по цене одной, и все равно получилось почти 20 евро с лодки.

День пятый. Среда.
Идем на SO.  Как Вы уже заметили, мы чередуем дикую стоянку со стоянкой культурной. Хорватия очень хорошо для этого подходит, так как есть множество якорных стоянок и бочек, на которых можно встать на ночь. Дети на борту в целом довольны, хотя во время переходов очень много времени сидят внизу с телевизором и компьютерными играми – наверху им мало интересны наши игры с парусами. Наверх они вылезают, когда идем под мотором или когда стоим в бухте. На почетное место на носу иногда выстраиваются очереди, но это обычно во время выхода или захода в порты или бухты.Сегодня была небольшая волна и приятный ветер узлов 12−13. Часть команды укачало, остальные продолжали наше многодневное соревнование со  второй лодкой. Лодка с институтом благородных девиц тоже много ходила под парусами, но почему-то наш путь редко совпадал.

Ближе к вечеру зашли в очень красывый маленькой городок – Primosten, но  встать в городе не смогли – все места были заняты, в итоге мы пошли в  расположенную на 3 мили южнее суперсовременную марину Rogoznica.

В это вечер у нас было очередное приключение – мы уже заканчивали наш неторопливый ужин в таверне, когда послышались первые раскаты грома – гроза быстро подходила со стороны гор. Мы поспешили к лодкам, но до них было около 1,5 километров и в конце пути мы уже бежали по понтонам подгоняемые первыми каплями дождя. Гроза пришла вместе с сильным шквалом, по данным приборов на моей лодке порывы были до 45 узлов. Мы спешно поставили дополнительные растяжки и закрепили, что плохо лежало. Моему сыну очень понравилась непогода и его было невозможно выгнать с трапа под спрей-худом. Той мужской частью команды, у кого были костюмы, мы сначала обезопасили наши три лодки, а потом пошли по марине перевязывать кранцы и подтягивать швартовы лодкам, на которых не было хозяев. Вообще гроза и теплый ливень понравился всем – хорошо, когда погода преподносит сюрпризы, а ты к ним готов – у тебя крепко растянута лодка, есть свет и тепло в каютах, а на камбузе есть чем накормить и  напоить уставший организм.

День шестой. Четверг.
С утра  — солнце и легкий ветерок. Возвращаемся в городок, в котором вчера не удалось встать, в итоге в два пыжа встаем в углу понтона и идем гулять по  городу – очень красиво – крайне рекомендую к посещению.

Днем ветер 15−18 узлов, гоняемся, здорово отработали повороты в узком проливе, мне удалось сделать на один поворот меньше, в итоге получил выигрыш в 5 корпусов, ура.

В этот день от нас отвалилась лодка с женским экипажем – они пошли на  ночевку в Vodice, а мы пошли на остров Kaprije к ресторану, в который нам дали бесплатные талоны на еду в чартерной компании. Если честно, мы не ожидали ничего особенного от этих талонов, но на деле нас прекрасно накормили дарами моря – свежей рыбой, жареными кальмарами, салатом и прочее.

Сегодня ночью мы планируем совершить ранний выход, чтобы показать новым членам команды ночное море.

День седьмой и последний. Пятница.
Подняли якорь в 3 ночи, через полтора часа уже начинает светать. Той части команды, что не спала, объяснял про маяки и прочие светящиеся знаки. Судов на  своем пути почти не встретили. Также ночную вахту стояли двое пацанов из  четырех. Ветер 8−10 узлов.

Часов в 6 утра решил встать на бочку или на якорь и поспать часика 4, чтобы потом продолжить сейлинг, выбрал бухту на юго-восточной оконечности острова Kornat – близ мыса Opat, о чем сообщил второй лодке, которая вышла через полчаса после нас, разделся и лег спать. Хорошо я поставил ручной GPS на сигнал «Удержание якоря». Просыпаюсь через 20 минут от писка прибора и от одновременного вызова по рации со второй лодки, вылетаю в трусах на палубу –  берег в 6 метрах от кормы, дует узлов под 20−25 с NO . Оказалось, что  я  протащил бочку метров 20. Срочно снимаемся с бочки и идем к ребятам, которые как раз подошли в это время к нам. Принимаем решение идти на средний остров в  миле от нас – встать на якорь. За 30 минут, пока мы  шли эту милю и выбирали место стоянки, ветер еще усилился. Я попробовал встать на якорь, но он совсем не держал. Очень хотелось спать, но, глядя на эту картину мы совместно со второй лодкой приняли решение идти домой обратно в  Шибеник. Через 15 минут мы обратно вышли за мыс Opat и в проливе встретили встречный ветер уже под 25−30 узлов и метровую волну. Видя такую тенденцию, я  принял решение как можно скорее валить в Шибеник — крутым бейдвиндом, под зарифленным гроотом и двигателем получался один длинный галс мимо всех островов. Ребята со второй лодки решили идти только под парусами – но у них больше опытных членов команды. Через час ветер еще усилился – примерно до 40 с порывами до 45 и я еще больше зарифил грот. При приближении к континенту волна уменьшалась и ветер понемногу стих до уверенной тридцатки, а в порту был уже меньше 15.

На моей лодке только у меня был костюм, поэтому на руле всю дорогу стоял я. Остальные члены команды периодически выходили посмотреть на волны и на ветер, потом их мочило брызгами и они шли обратно. Дети вообще все волны просидели в  каюте и были целиком довольны жизнью.

В 11−00 мы уже были марине и решили что для этой недели сейлинга для нас достаточно. По результату недельного похода мы разбили три тарелки, потеряли один кранец и уже в марине погнули направляющую веревки на лебедке, когда меня поднимали до первых краспиц вешать сорванный флаг – больше не доверю Агееву крутить лебедку – с его силой пусть руками тянет. Все эти недочеты были прощены чартерной компанией и денег с нас не взяли. Лебедку отремонтировали при нас за  10 минут.

Резюме по поводу детского яхтинга


Детей на яхту брать можно и нужно. Детскую компанию на яхте желательно подбирать также, как мы подбираем в попутчики взрослых, очень желательно чтобы дети хоть немного заранее знали друг друга и чтобы у них получился дружный коллектив. С детьми на яхте нужно много заниматься, иначе этот отдых для них ни чем не отличается от многих других. Как показала практика,  ребенок 6−10 лет почти ничего на яхте не может делать самостоятельно – лебедки для него слишком тяжелые, веревки слишком толстые, руль очень большой, обзора ни какого и т.д. С другой стороны есть куча интересных дел, которые можно делать вместе со взрослым – учится вязать узлы, вести наблюдение, прокладывать курс, читать карту, управлять автопилотом, передавать команды на нос и т.д. По моему мнению, правильная ситуация, когда на  борту есть как минимум трое опытных взрослых. Один ведет яхту – двое других занимаются детьми – учат, рассказывают, делают работы вместе. Мне в моей команде катастрофически не хватало времени поработать и пообщаться с каждым взрослым членом экипажа, дети вообще прошли мимо меня, хотя я понимаю, что мог бы дать им много. Море  — прекрасный учитель ответственности, если поручить ребенку обязанность, которая действительно нужна и которую он сможет выполнять, то он запомнит эту свою нужность на долго. Я уже не говорю просто про близкое доверительное общение отца с сыном, занятых одним интересным делом.  Я старался по возможности заниматься собственным сыном, но в этот раз получилось очень и очень мало. Это был первый наш совместный с ним выход в  море, мы приобрели опыт и мы учтем его при подготовке следующего похода. 

День восьмой. Суббота.
В субботу в 6−00 ребята тронулись в путь в Минск на своем микроавтобусе а мы остались на яхте втроем нашей семьей – ждать нашего рентакар и финального чекаута. Компания с машиной нас наколола – сами виноваты, надо было не на словах договариваться, а нормально резервировать. В итоге до 16−00 мы провозились с поиском машины и в итоге нашли за 130 евро дизельный Форд Мондео, куда удачно разместились впятером с четой Когутовских.

Четыре года назад, когда мы был в Хорватии с моей женой, мы нашли в  предгорьях неподалеку от Загреба замечательную меленькую семейную гостиницу для охотников. У них всего шесть номеров, зато собственные виноградники, собственное производство бренди и всяких настоек. Проживание в гостинице с  завтраком и ужином на двоих получается примерно 60 евро, плюс изумительный колорит хорватской деревушки, прекрасные виды вокруг и радушный хозяин, который с удовольствием поддержит разговор и напоит вас за счет заведения.

Естественно мы снова хотели туда, но гостиницу сначала надо было найти. Все, что я помнил – это примерный район, деревня на гребне холма, дерево, и  автобусный круг рядом с футбольным полем. Мы планомерно прочесывали западные окрестности Загреба и уже почти отчаялись, когда пред капотом нашей машину возникли знакомые очертания. Далее были свиные отбивные на гриле, домашнее вино, настойка на горных травах для мальчиков и настойка на меду для девочек. Сам хозяин говорит на немецком, но его тесть прекрасно владеет английским, в  итоге вечером за барной стойкой завязалась оживленная беседа. Мы понравились хозяевам и каждые пять минут гостиную оглашала команда «Дайтэ людам пити» — о  примерном переводе вы догадаетесь сами.

Вот здесь на карте я пометил ее место расположения 

День девятый. Воскресенье.
С утра в воскресенье прогулка по деревне, дикая зрелая и очень вкусная черешня, путь в аэропорт, Шереметьево-2, машина на стоянке, поездка на дачу с ребенком, путь обратно домой в квартиру и вперед – к новым проектам на работе, к новым проектам на отдыхе, к новым знакомствам – интересная жизнь продолжается …

____________________________

Авто-Хорватия

День первый.  Korana.
Пишу эти строки вечером в воскресенье совершенно разбитый аллергией и рислингом в кемпинге Korana.

Прилет – это всегда странно, другим словом и не назовешь – другая температура, другой язык, другие правила дорожного движения. Машина, которую нам дали в аренду за 200 евро в неделю (благодаря талантам Владимира Когутовского) превзошла все ожидания – новый Seat Leon, климат контроль, 4  подушки, хороший электро-пакет и всего 6000 км. пробега. Правда подкачали местные велосипедисты – ну почему их не проинструктировали, что в аэропорту машины в прокат берут туристы – в итоге на пешеходом переходе возникло полное непонимание между русским и немецким менталитетом. В ментальном поединке победила весовая категория – автомобиль тяжелее велосипеда, но я был явно неправ. Зато выделившийся адреналин быстро перевел московские привычки в  управлении машиной на европейские.

Второе важно наблюдение  — в Европе в субботу во второй половине дня ни  чего не работает, в воскресенье работает еще меньше. Нам надо было купить газовый баллон для плитки и базовый набор продуктов. В итоге, проверяя каждый въезд в Загреб и опрашивая местных автозаправщиков, мы нашли большой торговый центр на западном въезде в Загреб – тот, что следующий на север после поворота на Пулу.

Там мы хорошо поменяли валюту и закупились, поиск торгового центра и покупки отняли 3 часа очень ценного времени. Потом, после 200−от километровой поездки по автобану и 55−и километровой медитации по местным догам и мы оказались в  кемпинге Korana — далее душ, две бутылки Къянти и продолжительный сон.

Кемпинг Korana назван в честь одноименной реки, которая протекает неподалеку и которая как раз и вытекает из знаменитых Плитвицких озер. Кемпинг большой и  довольно удачный – много зелени, сильно пересеченная территория, есть как хорошие места для палаток, так и несколько бунгало в аренду – на последнем мы и остановились. От кемпинга до озер 7 километров и если стоишь в кемпинге или в  одной из трех авторизованных гостиниц рядом озерами, то однодневный билет на  посещение озер действует два дня. Естественно в кемпинге есть ресторан и  довольно плохонький магазин. Интернета там нет.

День второй. Плитвицкие озера.
Мы здесь уже второй раз, знаем куда идти, но очень волнуемся за нашего сына –  на сколько ему хватит сил. Мне вспоминается фраза из недавно прочитанной книги – у человека есть три способа передвижения – плестись, идти и бежать вприпрыжку, с возрастом взрослые теряют последний способ передвижения, зато Виктор его нам прекрасно демонстрировал в течение всей четырехчасовой прогулки.

Я не буду рассказывать про красоты Плитвицких озер – про это надо писать отдельную книгу, скажу так  — на протяжении всего моего немалого опыта путешествия это самые  красивые озера которые мне встречались и это просто жемчужина внутренней  Хорватии.

Вечер я встретил прикованным к кровати аллергией, рислингом и фильмом «Хозяин морей». Сразу вспомнилось, что в море аллергии не бывает, и как-то сразу захотелось туда.

День третий. Не помню. 
Утро. Вчера выпил лекарство и, аллергия ушла, вместе с ней вчера ушли пол-литра  коньяка, бутылка красного вина да и бутылка Егермастера явно выгладит початой. Организм явственно дает знать, что как минимум половина ушедшего все еще в нем и даже местами просится наружу. Реконструируя в голове события предыдущего вечера, вспоминаю, что мы зацепились языками с  соседом-немцем -  он и его жена прекрасно говорят по-английски после 17  лет жизни в Эдинбурге. О чем говорили  — не помню, но вечер прошел хорошо и интересно – люблю я такие внезапные встречи и разговоры – часто попадаются очень интересные люди.

Немец с утра выглядел весьма помятым, у него хватило сил только доползти до  тени. Мы довольно бодро собрались, позавтракали и в 9−30 уже покинули кемпинг и  направились на второй заход по озерам. Нам хватило пары часов, чтобы закончить маршрут и вот мы уже двигаемся местными дорожками на море. Очень спасает климат-контроль – снаружи 29 градусов. Дорога довольно живописная, проходим пару горных перевалов и два огромных моста между островами. Наш путь лежит на  остров Pag в следующий автокемпинг – Simuni. Кемпинг расположен в сосновой роще и почти пустой по причине низкого сезона. В итоге мы выбираем прекрасное тенистое место в 15 метрах от пляжа. Я отнес в ближайший ресторан купленную по  дороге курицу и попросил, чтобы ее приготовили без специй – чтобы мог есть Витя и мы устроили шикарный ужин на берегу моря с парой бутылочек молодого вина и  салатом. Температура воды 22 градуса. Ветер к ночи стих.

День четвертый. Просто Вторник.
Пишу эти строки за столиком закрытого ресторана на пляже, народу никого нет, рядом плещут волны, уже стемнело и только свет налобного фонаря подсвечивает клавиатуру. Сегодня у нас был пляжный день – мы загорали, купались, пили вино и  ходили гулять по окрестностям. Вот собственно и все. Я днем съездил на пару часиков в ближайший город – в интернет-кафе поработать, отправил несколько писем и позвонил по скайпу. Сейчас закрою ноутбук и пойду спать на пляж –  завтра предстоит долгая поездка в Дубровник – на другой конец страны.

День пятый. Дубровник.
Пробуждение на пляже обычно происходит с восходом солнца, но нам в этот раз повезло – солнце встает из-за горной гряды, которая в итоге подарила нам лишний час сна.

Далее следуют уже отработанные сборы лагеря, завтрак на берегу и дорога, дорога, дорога, дорога…

Нам предстояло проехать всего 350 км, вроде ерунда для человека, привыкшего к российским просторам, но надо учитывать, что в Хорватии ограничение по  скорости в городах – 50, за городом – 80 и, часто на серпантинах стоят дополнительные понижающие знаки, в итоге обычная скорость движения – 70 км/ч. Ситуацию хорошо исправляет автобан, который пересекает страну как с востока на  запад, так и с севера на юг, но его часть перед Дубровником еще не достроена и  в итоге последние 100 км все равно приходятся на местные дороги. В принципе в  этих дорожках есть свое очарование – серпантин вьется вдоль берега моря, прекрасные виды вокруг, по дороге встречается множество мелких городков со  своей незатейливой южной архитектурой и неизменно рыжими черепичными крышами. Именно поэтому у меня уже сложилась традиция – если по дороге предстоит проехать в два конца, то в одну сторону едем по автобану, а обратно по старой дороге, что мы и сделали, когда уезжал из Дубровника обратно в среднюю Далмацию.

В Дубровнике мы оказались уже под вечер, встали в кемпинге, приняли душ и, уже в сумерках, пошли осматривать старый город. Что могу сказать – красиво и  интересно, посетить этот город стоит, если не жалко бензина и двух дней времени на дорогу и осмотр города. Мы даже немного заблудились в старинных узких улочках. Меня не покидает ощущение, что мой сын, который вел нас, на самом деле искал старинный клад, а не осматривал достопримечательности. Ну почему еще он  выбирал самые кривые и темные улицы и постоянно ковырял стены.

День шестой. Четверг.
Сегодня надо качественно закончить то, что начали вчера, в итоге с утра мы  бодро направляем свои стопы в центр города, лагерь уже собран, все упаковано в  машину, с кемпингом мы рассчитались – одним словом мы готовы к новым открытиям, подвигам (если потребуется) и знакомствам (если последуют).

На выполнение стандартной туристической программы потребовалось три часа –  город был обойден по периметру по верху крепостной стены, был изучен старый порт и морской музей, были съедены 7 порций мороженного и удалены лишние волосы с головы моего чада в местной церюльне. Город очень интересный как крепость –  серьезные фортификационные сооружения пушечной эры, очень толстые стены, четко выраженные сектора артиллерийских расчетов, сложная система башен и два дополнительных форта рядом – все это создает ощущение несокрушимой мощи. Самое интересное, если мне не изменяет память, этот город ни разу серьезно не  штурмовали, хотя расположенный немного южнее Котор несколько раз переходил из  рук в руки за свою многовековую историю.

О самом старом городе что писать – такой можно встретить в любом южной приморской стране – магазины, сувенирные лавки и рестораны. Все очень дорого в  этом старом городе и вообще в Хорватии все дорого, даже в супермаркетах. Дорого по сравнению с нами, дорого по сравнению с Германией, наверное не дорого только по сравнению Финляндией и Норвегией. И еще – они стараются на всем заработать –  приведу два примера. Мы приехал в кемпинг, предварительно с ними вступив в  переписку и договорившись. Когда выезжаем – нам дают счет, который в два раза больше планируемого, смотрим -  есть строка за предварительную бронь в  размере нашего там пребывания, и это при том, что они нам писали что мест свободных будет много, оплачивать заранее не надо и т.д. -  действительно, в это время кемпинг стоит почти пустой. Второй пример – меняю валюту в обменном пункте, курс хороший, мне выдают деньги и чек – смотрю, с меня взяли комиссию за обмен 200 евро в размере 5 евро ну и т.д.

Это были так, местные зарисовки – вернемся к нашему путешествию. Всю вторую половину дня мы потратили на то, чтобы вернуться в середину страны поближе к  Шибенику – месту старта нашей яхтенной части маршрута. Недалеко от Шибеника нашли меленький уютный кемпинг прямо на берегу моря и в этом кемпинге нашлось тенистое место для нашей палатки, скамейка на берегу для ужина и множество чистой и теплой морской воды для купания.

День седьмой. Шибенек.
Самое яркое впечатление этого дня – чайка, низко летящая над морем с шампуром шашлыка в клюве – МОЕГО ШАШЛЫКА, но это было вечером, а перед этим были и  другие события.

Весь день мы должны загорать в нашем кемпинге. Место очень удачное –  маленькая деревня, куча маленьких частных пирсов, дорожка вдоль моря – все это очень напоминает крымские приморские поселки с частным сектором, впрочем, почти в любом доме сдаются апартаменты, а самые рачительные хозяева еще и огороды перед домом переделывают в стоянки для кемперов. И все это в домашней благожелательной атмосфере.

Стоимость стоянки в таком кемпинге – 15−17 евро за место в день, аренда места в кемпинге на год – 1200 евро включая все коммуникации, этим многие пользуются и в итоге все кемпинги всегда на половину заняты. Стоимость проживания в апартаментах – 15 евро с человека в день и так по всей стране.

С утра поехал в магазин за свежими продуктами и вином, пришлось доехать до  Шибеника в 10 километрах. Взял свинины, курицу, ветчины, овощей, вина сыра и  оливок. Все это великолепие мы потом в течении всего дня планомерно уничтожали на пляже, но в начале я надел свои яхтные перчатки и выкинул со дна порядка 20  морских ежей.

Мясо и курица были замаринованы и подготовлены для жарки заблаговременно, в  качестве шампуров выступили ветки ближайшего кустарника, мангал был сложен из  камней на пляже, а уголь уже 4 дня болтался в багажнике машины, ожидая своего применения. И вот, когда угли немного прогорели, мясо уже во всю жарилось, а мы в предвкушении сидели рядом на пенке, к нам прилетела в гости чайка. Я их не люблю, также как и голубей – помоечные птицы, а моя жена и сын начали ее  прикармливать. В итоге, когда мы все отвлеклись на красоты заката, раздался шорох, в небо взлетел сноп искр и, на нашем мангале стало на один шампур меньше. После этого чайки превратилась для моей семьи в злейших врагов, были биты камнями, а сын начал мечтать о гигантской катапульте для тотального уничтожения расхитителей чужих шашлыков

День восьмой. Суббота.
На этом собственно заканчивается сухопутная часть нашего маршрута. В 6−30 утра я поехал в Задар к Юре Кузнецову за документами, забытыми мною в Москве, вернулся в лагерь, где жена уже собрала вещи, погрузил все в машину и  отправился в марину.


21 Сентября 2009


Другие тексты на эту тему

23 Июня 2014

201 миля настоящих гонок

В Хорватии завершилась четвертая крейсерская регата «201 миля». Организаторы подчеркивают радикальное отличие состязания от большинства корпоративных регат и отмечают устойчивый интерес роста к регате, которая проводится на монотипах.

26 Мая 2014

Тежу – река истории

В мире не так много много столиц, в центр которых можно прийти на яхте под парусом. Лиссабон именно такой — гостеприимный и открытый.

01 Августа 2013

Extreme Sailing в Порту

Седьмой сезон Extreme Sailing Series в разгаре. Третий этап серии проходил в португальском Порту. Гонки этой серии проходят непосредственно вблизи берегов, поэтому на регатах этой серии всегда много зрителей.

10 Октября 2012

Сумашедший микс

В конце сентября в Сан-Тропе съежжаются тысячи любителей паруса. В это время маленький городок на Лазурном берегу Франции радикально преображается, превращаясь из респектабельного и спокойного курорта в бурлящий котел.

10 Октября 2011

Битва в Цемесской бухте

Новороссийск становится центром российского парусного спорта, что позволяет городу проводить соревнования самого различного уровня, в том числе Чемпионаты России, детские регаты и крейсерские любительские трофи. Чтобы убедиться в этом лично, я отправилась к Черному морю.

04 Февраля 2011

Регата «Дед Мороз»

MainSail.Ru публикует рассказ Александра Долинина о любительских флотилии и регате «Дед мороз», которые состоялись в турецких водах в Рождественские каникулы.

11 Ноября 2010

И снова Marmaris Race week

В Мармарисе завершилась очередная международная регата — 21−я Marmaris Race Week. По сложившейся в последние годы традиции, российских экипажей здесь было больше трети — 54 команды. Всего в регате приняли участие 137 яхт из 16 стран мира.

18 Апреля 2010

Кукскафен-Мурманск на «Седове»

Пройти под парусами на толшипе, поучаствовать в работе команды, понять, как управлять таким кораблем — интересный и незабываемый опыт. О своем путешествии на барке «Седов» рассказал Борис Куприянов. Рассказ записала Евгения Бакунова.

24 Декабря 2009

Лансерот на яхте и без

«Лансерот — это необрамленное произведение искусства» — так говорил об острове Сесар Манрике, человек, без которого этот остров был бы совсем другим. Те, кто думает, что Лансерот — это бесформенное нагромождение вулканических выбросов и лавы, жестоко ошибается. Я и сама так когда-то думала: просто времени «оторваться от моря» не было. …

17 Декабря 2009

Детские грезы или от Балеар до Канар

Маршрут с Балеарских островов на Канарские стал уже чуть ли не классическим для наших читателей и писателей. Mainsail.Ru представляет рассказ нашего постоянного автора Василия Красюка о путешествии с одних островов на другие через Мадейру.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+