MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Путешествия
America Star

Юрий Кузнецов (c) MainSail.Ru

Прощай, Америка

История эта, как и многие истории, началась совершенно неожиданно. Некоторые люди и предметы появляются в нашей жизни внезапно, а потом становится даже странно, что раньше мы их не знали или не обращали на них внимания. Так, случайно, я познакомился с лайнером American Star.

Началось все с моего путешествия по Германии в 2003 году. Тогда на машине мы с мамой объехали значительную часть страны, сначала по местам боевой славы моего дедушки и маминого детства в Дрездене в 1945?48 году, а потом просто так. В конце концов, мы доехали до Бремена и на полдня решили съездить в город Бремерхафен (Bremerhaven) — порт Бремена.

Бремерхафен показался довольно унылым местом, но здесь в порту есть гигантский и очень богатый морской музей.

Если немцы собираются устроить какую-нибудь выставку, тем более, техническую, то это делается с редкой тщательностью и продуманностью. Даже если экспозиция содержит лишь несколько вещей, то из этого все равно можно сделать интересную и познавательную выставку. А потом издать аккуратный и красивый каталог.

Осмотрев экспозицию, сколько могли (залы тянутся на километры), мы спустились в вестибюль, где продавались разные морские книжки. Здесь я купил подробнейший попалубный план линкора Бисмарк (чертежи можно разглядывать долгими часами) и еще несколько книг. Среди них оказалась одна тоненькая книжечка, которую я купил «за компанию», поскольку она была дешевая, а издана очень красиво. Она называлась Renewal Parts — S.S. AMERICA или Agonie eines Kolosses (автор Klaus Berends). Это, по сути дела, оказался каталог небольшой выставки, прошедшей в музее. Купил и забыл про нее на какое-то время.

Книжка эта иллюстрирует бережное отношение к истории. Группе энтузиастов, в силу ряда причин, нравится один кораблик. Они нашли разные предметы с этого кораблика (доски палубы, трубопроводы, технические инструкции, технические рисунки и чертежи, прожектор, отчет о закупке топлива и машинного масла и т.д.) и сделали небольшую выставку, украсив ее фотографиями и ностальгическими живописными произведениями.

Судно называлось S.S.America и мне, как и многим, это название ни о чем не говорило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако, спустя всего пару месяцев, в марте 2004 года, мы с друзьями отправились на Канарские острова на яхте Oceanis 473 и после ряда незабываемых приключений оказались на острове Фуэртевентура (Fuerteventura). Это довольно большой и очень живописный остров, с красивой природой и минимумом русских туристов. Восточный берег населенный, западный довольно пустынный из-за высоких скал, о которые разбиваются огромные волны Атлантики. Впрочем, и здесь встречаются пляжи. На одном из таких пляжей лежит S.S. America или, как она более привычно называется: American Star.

Этот «рэк» — одна из значимых достопримечательностей острова. Судно размером с «Титаник» драматически лежит на мелководье. Любой администратор гостиницы или гид сразу покажет место: «Barco? — это здесь» и ткнет пальцем в карту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как часто бывает в таких случаях, захотелось узнать подробности. American Star оказалось довольно незаурядным судном с богатой и интересной историей.

 

Началось все 22 августа 1938 года когда на верфи Newport News Shipbuilding and Drydock Company был заложен большой океанский лайнер. Требование к проекту — создать не просто трансокеанский лайнер со всеми элементами роскоши, а сделать его интерьеры по настоящему уютными и «домашними». В качестве особо роскошных элементов декора применялась нержавеющая сталь, керамика и «синтетика». Лайнер длиной 220 метров, шириной 28 метров (Titanic для сравнения был 260 метров длиной) и водоизмещением почти 34 тысячи тонн был спущен на воду 31 августа 1939 в присутствии почетного гостя — супруги президента США Элеоноры Рузвельт (Eleanor Roosevelt). Через год, в августе 1940 года судно вышло в первый рейс. В каютах размещались примерно 1200 пассажиров и 640 членов экипажа.

Война в Европе шла уже всерьез и S.S.America на своих бортах несла огромного размера изображения американского флага — США соблюдали нейтралитет.

Однако уже в первых числах 1941 года на судне были проведены мероприятия по размагничиванию корпуса, чтобы снизить вероятность поражения немецкими донными минами.

22 мая 1941 года S.S.America была реквизирована флотом США и вызвана с Виргинских островов в Ньюпорт для переоборудования под военный транспорт.

В это время на судне работала пара немецких шпионов (Franz Joseph Stigler и Erwin Wilheim Siegler), которые передавали немцам сведения о движении судов в районе Панамского канала. Потом их посадили на 16 и 10 лет соответственно.

1 июня 1941 года S.S.America находилась в Норфолке, когда был подписан приказ о назначении судна военным транспортом с одновременным переименованием в USS West Point (бортовой номер AP-23). Гигантские флаги на бортах были закрашены камуфляжем. Кроме того, было увеличено внутреннее пространство для увеличения количества перевозимых солдат. Прогулочная палуба по периметру закрыта спасательными плотами. Были установлены зенитные орудия. Большая часть иллюминаторов заварена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первое задание судна под военным флагом было доставить из Нью-Йорка в Лиссабон сотрудников германского и итальянского консульств (сами консульства закрывались из-за войны). Из Лиссабона в Америку West Point забрала американские семьи и семьи китайских дипломатов.

После этого West Point ушла в Канаду, где приняла на борт 240 офицеров, 5200 солдат и гражданский армейский персонал и вместе с еще пятью транспортами отправилась в Индию в составе конвоя HS-124. Путь лежал вокруг Африки в Бомбей.

Из Бомбея судну потребовалось идти в Сингапур. Проблема в том, что на пути перехода были отмели с глубинами в 30 футов при проектной осадке судна в 33 фута. А ведь на время войны на судне были установлены 8 пушек, пулеметы и другое оборудование, что добавляло осадку. Капитану Келли (Kelley) пришлось слить водяной балласт и часть запаса пресной воды. Во время этого перехода на караван, в котором шла West Point, японский самолет сумел сбросить несколько бомб.

Японцы постоянно атаковали Сингапур с воздуха и наземной артиллерией. У причала получила (правда незначительные) повреждения West Point (в то время как стоявший рядом танкер был потоплен). Британское командование попросило Келли срочно эвакуировать из Сингапура на Цейлон семьи британских подданных (несколько тысяч человек). В виду острой необходимости капитан согласился при условии, что каждый человек возьмет на борт только самый минимум ручной клади (по сути — только деньги и документы). Далее West Point идет в Суэц и забирает австралийский корпус для переправки в Сингапур. Это было 30 января 1942 года, 67 лет назад. В этом рейсе была особенно тяжелая погода. По дороге судно забрало беженцев из нескольких портов.

Австралийский корпус не потребовался в Сингапуре — Сингапур был занят японской армией 15 февраля. West Point с австралийцами ушла в Австралию и высадила пассажиров в Аделаиде и Мельбурне, после чего ушла в Сан-Франциско.

После этого West Point работала на коммуникациях США — Панама — Новая Зеландия, перевозя войска и военные грузы. Следующие маршруты были повсюду: Новая Каледония, Мельбурн, Бомбей, Оклэнд, Рио де Жанейро, Аден, Гвадалканал, Калифорния, Гибралтар, Марсель.

Наступила весна 1945 года и West Point возила американских солдат из порта Гавр на родину.

В ходе войны West Point поставила, по крайней мере, несколько известных рекордов. 350 000 солдат и офицеров было перевезено за время боевых действий — это больше, чем перевезло любое другое судно. 9305 человек, в основном беженцы, были перевезены за один раз — больше чем кто-либо. Ни один пассажир, включая раненых, не погиб на борту судна. USS West Point 15 раз пересекла Тихий и 41 раз Атлантический океан.

После войны ничего особенного с судном не происходило. America ходила на пассажирской линии Нью-Йорк — Гавр — Бремерхафен. Отсюда и интерес музея к судну. Это и был, собственно маршрут, изначально планировавшийся для лайнера. При этом America показывала довольно высокие скорости переходов до 18 узлов.
В 1964 году America продана греческой компании. Времена изменились. Самолеты стали популярнее морских судов для поездок в США и вообще между континентами. Да и сами океанские лайнеры стали быстрее. А судну шел уже 24?й год. Выход был найден в направлении судна на австралийские линии. Если Атлантику самолеты перепрыгивали, то в Австралию плыть было приятнее, чем лететь.

Судно стало называться Australis и пошло по линии Европа — Австралия и Новая Зеландия.

21 августа 1965 года Australis ушла из порта Пирей в Сидней через Суэцкий канал. Обратный путь — Панамский канал — Майами — Саутгемптон. Очередное кругосветное путешествие.

Окончательно смысл в регулярной эксплуатации судна пропал в 1978 году.

Однако 30 июня 1978 года America (второй раз уже), заново покрашенная в голубой и синий вышла в море как круизное судно. Ремонт был проведен очень халтурно, экономили буквально на всем, и многие пассажиры подали в суд на пароходную компанию.

Судно вновь было продано за миллион долларов, получило новое название и стала Italis. Так судно провело ряд круизов по Средиземному морю и было ошвартовано в порту Пирей.

Дальше уже началась какая-то неразбериха, судно перепродано 1980 и переименовано в Noga. Планировалось сделать на судне тюрьму. Но не успели — перепродали, потом снова перепродали и т.д. Новое название даже не успели написать на борту.

В феврале 1993 появился новый проект: отправить теперь уже American Star в Пхукет и создать на ее базе пятизвездочный отель.

22 декабря 1993 года American Star покинула Грецию на украинском буксире «Нефтегаз 67». На этот переход с судна были демонтированы винты. Однако, почти сразу пришлось вернуться обратно в порт — буксировка по зимнему Эгейскому морю оказалась невозможной. Лишь под самый Новый год удалось выйти в море второй раз. Этот переход оказался для American Star последним.

Через пару недель уже в Атлантике буксир и лайнер попали в очередной шторм. Буксирный трос порвался. Шестеро членов экипажа буксира сумели высадиться на борт American Star чтобы завести другой буксирный трос, но и он тоже порвался. На помощь подошли еще два буксира, но сделать ничего не удалось. 17 января временный аварийный и последний экипаж лайнера был эвакуирован вертолетом, а 18 января судно было выброшено на отмель возле острова Фуэртевентура в районе маленького городка Puerta Nueva.

Потом началось разбирательство между владельцами судна, буксирными и страховыми компаниями. А American Star тем временем разломилась пополам, и очередной шторм унес кормовую часть в море, где она и затонула. 6 июля 1996 судно было официально признано 100% уничтоженным.

Еще десять лет носовая часть лайнера лежала у берега, привлекая туристов и фотографов. Образовался даже своего рода неформальный клуб, объединивших людей интересующихся историей и судьбой судна. Члены этого клуба постоянно следили за состоянием рэка и обменивались информацией и фотографиями.

Корпус постепенно разрушался. И вот в начале этого года пришла печальная новость о том, что над водой остался лишь один крохотный кусок набора и обшивки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

American Star была одним из символов большой эпохи, хотя символом мало известным «у нас».  Говорят, что и этот кусок уже смыло.

 

 

Трагически сложилась судьба самого буксира «Нефтегаз 67».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 марта 2008 года в Гонконгском проливе произошло столкновение двух судов – китайского “Яо Хай” и “Нефтегаз-67”. Китайский гигант (длина “Яо Хай” составляла 225 метров против 81?ого метрового буксира), протаранив украинское судно, проследовал на полном ходу далее, что не позволило остановиться для оказания помощи. Диаметр пробоины, причем как выяснилось после подъема не одной, а двух (вторая находилась ниже ватерлинии, нанесенной бульбой балкера), был таков, что “Нефтегаз-67” ушел почти на сорокаметровую глубину за считанные минуты (по данным экспертов от трех до семи). Спаслись только те, кого смыло за борт в тот самый момент, когда судно резко дало крен и практически перевернулось. У остальных членов команды, находившихся на нижних палубах и в машинном отделении, выбраться на поверхность через покореженные после удара перегородки и переборки шансов практически не было. (На снимке систершип «Нефтегаз 68»).

27 Марта 2009


30 Марта 2009


Другие тексты на эту тему

23 Июня 2014

201 миля настоящих гонок

В Хорватии завершилась четвертая крейсерская регата «201 миля». Организаторы подчеркивают радикальное отличие состязания от большинства корпоративных регат и отмечают устойчивый интерес роста к регате, которая проводится на монотипах.

26 Мая 2014

Тежу – река истории

В мире не так много много столиц, в центр которых можно прийти на яхте под парусом. Лиссабон именно такой — гостеприимный и открытый.

01 Августа 2013

Extreme Sailing в Порту

Седьмой сезон Extreme Sailing Series в разгаре. Третий этап серии проходил в португальском Порту. Гонки этой серии проходят непосредственно вблизи берегов, поэтому на регатах этой серии всегда много зрителей.

10 Октября 2012

Сумашедший микс

В конце сентября в Сан-Тропе съежжаются тысячи любителей паруса. В это время маленький городок на Лазурном берегу Франции радикально преображается, превращаясь из респектабельного и спокойного курорта в бурлящий котел.

10 Октября 2011

Битва в Цемесской бухте

Новороссийск становится центром российского парусного спорта, что позволяет городу проводить соревнования самого различного уровня, в том числе Чемпионаты России, детские регаты и крейсерские любительские трофи. Чтобы убедиться в этом лично, я отправилась к Черному морю.

04 Февраля 2011

Регата «Дед Мороз»

MainSail.Ru публикует рассказ Александра Долинина о любительских флотилии и регате «Дед мороз», которые состоялись в турецких водах в Рождественские каникулы.

11 Ноября 2010

И снова Marmaris Race week

В Мармарисе завершилась очередная международная регата — 21−я Marmaris Race Week. По сложившейся в последние годы традиции, российских экипажей здесь было больше трети — 54 команды. Всего в регате приняли участие 137 яхт из 16 стран мира.

18 Апреля 2010

Кукскафен-Мурманск на «Седове»

Пройти под парусами на толшипе, поучаствовать в работе команды, понять, как управлять таким кораблем — интересный и незабываемый опыт. О своем путешествии на барке «Седов» рассказал Борис Куприянов. Рассказ записала Евгения Бакунова.

24 Декабря 2009

Лансерот на яхте и без

«Лансерот — это необрамленное произведение искусства» — так говорил об острове Сесар Манрике, человек, без которого этот остров был бы совсем другим. Те, кто думает, что Лансерот — это бесформенное нагромождение вулканических выбросов и лавы, жестоко ошибается. Я и сама так когда-то думала: просто времени «оторваться от моря» не было. …

17 Декабря 2009

Детские грезы или от Балеар до Канар

Маршрут с Балеарских островов на Канарские стал уже чуть ли не классическим для наших читателей и писателей. Mainsail.Ru представляет рассказ нашего постоянного автора Василия Красюка о путешествии с одних островов на другие через Мадейру.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Открытие сезона в Москве

21 Мая 2017

Открытие сезона в Москве

В Москве в Royal Yacht Club состоялись торжественное открытие парусного сезона и прошел третий этап высшего дивизиона Национальной парусной лиги. Соревнования выиграла команда Navigator Sailing Team.

Новые классы Volvo Ocean Race

18 Мая 2017

Новые классы Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race объявила о том, какие изменения произойдут в гонке в ближайшем будущем. Командная кругосветка будет использовать сразу два класса.

Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+