MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Путешествия
Из Франции в Черногорию

Юрий Кузнецов
Фото: Евгении Бакуновой

Из Франции в Черногорию

Это история о том, как мы перегоняли новую, только что построенную яхту Beneteau Oceanis 40 с южного берега Франции в Черногорию.

Капитаном этой лодки я оказался во многом случайно, поскольку с самого начала планировал, что эту роль на себя возьмет гораздо более опытный шкипер Леша Корнилов. Но когда все уже было оговорено и спланировано, возникли непредвиденные обстоятельства. В итоге, капитаном пришлось стать мне.

Французский визовый центр

Несмотря на очевидную простоту ситуации — мы приезжаем во Францию, принимаем лодку и уходим в Черногорию — у консульских сотрудников возникла масса вопросов. Можно ли жить на лодке? Почему мы не хотим жить в отелях? Как мы на лодке уедем из Франции? Почему мы не можем оставить лодку во Франции и уехать «нормально»? Отдельно стояли вопросы: Почему нас приглашает компания Beneteau, и какое отношение мы к ней имеем? Зачем нужен экипаж из пяти человек на одну лодку, и не является ли перегон лодки работой и нам нужна бизнес виза?

Тем не менее, работа визового центра оставила очень приятные впечатления. Он сильно отличается от того, что происходило всего пять лет назад, когда хамство многих французов из консульства переходило всякие рамки.

Франция

Итак, с многократными французскими визами мы летим в Париж, а оттуда поездом TGV едем на юг Франции.

С Лионского вокзала поезд четыре часа мчится до небольшого городка Монпелье (Montpellier), где нас встречает представитель дилера Beneteau Григорий. Уже темно, толпа с поезда рассасывается по машинам и разъезжается в разные стороны. Нас ждет крошечный Seat, на котором мы рассчитываем доехать до гостиницы, принять душ и лечь спать. Вместо этого мы ездим по ночному Монпелье в поисках свободной гостиницы, удивляясь все сильнее и сильнее. Мест нигде нет: август – у французов массовые отпуска. Мы колесим по городу и окрестностям, Григорий отчаянно борется со сном. Выхода нет, едем в Гриссан (Gruissan), где нас ждет лодка – это около 80 километров, а по дороге переночевать в каком-нибудь мотеле. В пятом по счету мотеле с нами уже просто не разговаривали – на двери висела бумажка «мест нет». Поскольку до Гриссана оставалось к этому моменту пара десятков километров, мы решили доехать до конечной точки маршрута и провести остаток ночи там. Ритмично мелькающие указатели вдоль дорог действовали особенно усыпляюще. Мы приехали в Гриссан, припарковались на какой-то автостоянке и уснули в машине. Если вы планируете спать в машине вчетвером – не покупайте Seat. Предназначена ли эта мыльница для езды – это вопрос, но спать там вчетвером и сидя крайне неудобно. Мы проснулись рано утром изрядно помятыми, но ожидание встречи с лодкой скрасило хмурое утро.

Игрушка

Гриссан это маленький  городок на южном берегу Франции неподалеку от границы с Испанией. У французов сезон отпусков и народу везде много. Мы пьем кофе, едим круасаны, на обед у нас  устрицы. Наша лодка уже на воде, но еще без мачты. Пока мы пьем очередной кофе, сервисная компания, монтирующая лодку и спускающая ее на воду, уже поставила мачту и довинчивает последние винтики.  Это работу выполняют субконтракторы Beneteau. Компания производитель отсылает почти готовую, но недособранную лодку в Гриссан, где местная компания производит окончательную сборку. «Сборщики-наладчики» работают очень быстро и слаженно. Лодка быстро обрастает приборами, навесным оборудованием, парусами и т.д. На установку мачты ушло минут 30, на леера и стойки 10 минут. Лодка готова и ошвартована у городской набережной. Мы начинаем заселяться.

Подняться на борт новой лодки, которая еще только буквально вчера спущена на воду, очень интересно. Забавно выглядит, когда на многих предметах неотклеенные ценники из магазинов и маркировки. В общем, все очень чистое и новое.

Лодка сделана в трехкаютном варианте. На схеме можно увидеть, что санузлов два, причем оба по правому борту. Санузел бОльшего размера с полноценной душевой кабиной и электрическим унитазом соединяется с кормовой каютой правого борта. Вообще электроунитаз сильно меняет картину сейлинга. Тут не требуется многократно качать ручку («тук-тук, тук-тук…), а просто нажать кнопочку, «пшшшш» и все.  Носовой туалет – обычный механический (на случай отказа электрики). Сколько стоит такая лодка я знаю, но лучше с этим вопросом вы обратитесь в Эксперт Марин. http://www.e-marine.ru/

Хозяева причала нас не гонят, но нам понятно, что наша лодка занимает место и мешает людям работать. Так что мы, на сколько возможно быстро, начинаем доукомплектовывать лодку и собираться в дорогу.
Первым делом мы меняем якорь. Вместо крошечного (на мой взгляд) Данфорта мы купили 20−килограммовую Дельту (250 евро почти). Данфорт отправился в кормовой локер и стал вторым якорем. В базовом варианте нам предлагалось сочетать якорную цепь и якорный канат.  От каната мы отказались и приобрели около 60 метров цепи. Также мы купили определенное количество канатов разной длины и толщины, SOLAS’овскую пиротехнику, огнетушители и массу прочих нужных вещей. На дооснащение лодки было потрачено около трех тысяч евро – не меньше.

В выборе необходимого оборудования нам очень помогла «Бабушка» – хозяйка морского магазина в Гриссане. Она не только хорошо говорит по-английски, но и великолепно разбирается в сути яхтенных вопросов. Бабушка решительно отвергла некоторые наши идеи по оснащению яхты и предложила более разумные решения. Иногда она советовалась с Дедушкой, Дедушка знаток морского дела, но говорит только по-французски. Жаль, нет их фотографий.

У меня были сомнения в целесообразности установки на средиземноморской лодке автономного отопителя Eberspecher. Но в первую же ночь, часа в четыре утра, клацая зубами от холода, я встал и эту «вебасту» включил. Дело было в августе на юге Франции – холод собачий. Оказалось, что отопитель этот крайне полезная вещь, и включали мы его еще много раз. Чего нам не удалось найти в Гриссане, так это трапа. Казалось бы, просто доска, но нигде не было.

После всего купили буквы-наклейки для названия лодки. Без названия ходить как-то странно, да и с полицией, говорят, могут возникнуть проблемы. Мы купили все необходимые буквы, но при этом некоторые буквы в магазинах закончились и, если кто-то хотел наклеивать название лодки после нас, то с этим могли быть трудности. По крайней мере, букву «А» в Гриссане я купил последнюю.

Наклеивание букв на корму лодки само по себе интересное событие. Только что лодка была лишь продукцией компании Beneteau, а теперь на глазах превратилась в лодку с собственным именем и неповторимой судьбой. По пирсу мимо нас гуляли курортники и с интересом наблюдали за каждым нашим действием. Нам это было, естественно, приятно: мы же моряки!

Лодка носит флаг Сьерра-Леоне. Проходившие мимо люди часто спрашивали, что это за флаг и по-европейски простодушно полагали, что мы и есть самые настоящие сьерра-леонцы и говорим между собой на характерном тарабарском языке.

Первый выход в море

Григорий уже очень хочет уехать домой в Москву, и мы начинаем приемочные ходовые испытания. На пути от причала в море надо пройти фарватром между отмелями. Вода вокруг непрозрачного стального цвета, впрочем, как и небо. Периодически идет дождик, сменяющийся «холодным северным Солнцем». Вышли в море, погоняли двигатель, порулили автопилотом, поставили паруса, поделали повороты. Включали-выкоючали все. Все работает. Надо сказать, что до конца нашего перехода у нас ничего не сломалось. Лишь один болт вывернулся из крепления органайзера. (Кстати на новом Dufour у нас в прошлом году вывинчивалось все, что может вывинчиваться). Тем не менее, по ходу дела мы следили за всем крепежом и в ряде случаев сажали болты на клей.

Большая прогулка

И так, пора стартовать из надоевшей порядком Франции. Первый порт на нашем пути это Бонифачио (Bonifacio) на юге Корсики.

Профессиональные перегонщики говорят, что стараются как можно быстрее пройти Францию и Италию, заходя в порты только для заправки. Сервис средненький, марины переполнены, цены высокие. До Бонифачио нам примерно двое суток пути, в середине которого мы пересекаем трафик порта Марсель. Выходим в море вечером с расчетом придти на Корсику в обед, кода самые ленивые лодки уже покинут порт Бонифачио, а те, кто планируют там ночевать, еще будут в море. Так мы надеемся получить место в обычно переполненной марине.

Вышли при штилевой погоде, вечер серенький, вода серенькая. Ночью взошла Луна, но какая-то странная. Солнце село за кормой, а Луна выглядит так, будто освещена с другой стороны. Единственное разумное объяснение, что на Луне тень от Земли, то есть лунное затмение! Если бы я читал перед завтраком советские газеты, знал бы об этом. Действительно затмение, которое длилось несколько часов. В ночном море очень красиво. Серый день сменился ярко сверкающей ночью.

Трафик из Марселя оказался не таким уж плотным, мы видели огоньки судов, но они, как правило, были далеко от нас. Однажды большой танкер пересекал наш курс и, несмотря на то, что он видел нас по правому борту, дорогу он не уступил.  Для меня это редкая ситуация, обычно уступают. Мы его обошли по корме и еще долго наблюдали, как поднятая им волна играет лунным светом.

В общем, так при слабом или нулевом ветре мы прошли свой путь до Бонифачио, постепенно привыкая к лодке и довольно незатейливому быту морских путешественников. Слабый ветер не слишком радовал команду, но с моей точки зрения нам повезло – не хотелось бы выходить на совершенно новой, неизученной и непроверенной лодке в сильную погоду.

Как и планировалось, к Бонифачио мы подошли в первой половине дня. Ярко светило Солнце и даже стало тепло. Вода в проливе между Корсикой и Сардинией (пролив Бонифачио) темно синяя. Очень много моторных яхт. Трафик впечатляет. Здесь и рыбацкие катера, и большие спортивные моторки. Одним словом – весь журнал Yachting. Перед заходом в Бонифачио необходимо запросить место по радио. Нас сначала игнорируют, потом отвечают что-то неразборчивое. На просьбу повторить, после некоторой паузы старательно произносят два слова: «Фуль! Комплить!». В общем, как и ожидалось, места нет. Но Стас Шестопалов предупреждал о такой ситуации и советовал, несмотря ни на что, входить и становиться на свободное место. Так и сделали. В плотной толпе встречных и попутных лодок зашли в ущелье залива и увидели справа свободные места. Швартовка кормой на свой якорь. Линия пирса ломаная, лодок много, положить якоря ровно никому здесь при нас не удалось, мы тоже кладем якорь очевидно на цепь соседней лодки, но ее шкипера это не смущает. Шкипер 60 футовой двухмачтовой довольно старой лодки звали Луи. На вид ему было лет 27, такой кучерявый раздолбай. Луи пришел с нами познакомиться и заодно попросил ножницы. Я его спросил, не мешает ли наш якорь их якорю, Луи сказал, что нет проблем. Это знакомство, как мне кажется, сыграло определенную роль позднее. А пока нам предстояло найти в городке какую-нибудь контору, которая способна провести сервис нашего мотора (поменять масло). Мы уже накатали более 50 моточасов и масло надо менять срочно. По гарантийным условиям – первое ТО через 50 часов. Если не поменять масло, мы, теоретически, лишаемся гарантии на двигатель. По плану, мы должны были привезти эти 50 часов к Калабрии. Там и планировалось обслуживание. Однако штиль заставил нас идти от Гриссана до Бонифачо на моторе почти всю дорогу. Это как раз и вышло 50 часов. Позднее мы обнаружили, что к Сицилии подошли уже более чем со 100 часами.

В Бонифачио большая марина, здесь стоят мега-моторки, приличных размеров парусники, всякие плежа-крафты выходного дня, рыбаки, экскурсионные кораблики и всякая мелочь. У всего этого флота есть моторы, которые надо регулярно обслуживать. Найти сервисменов не должно было быть проблемой. Так нам казалось. Но мы забыли, что все еще находимся во Франции. Сотрудники марины, задумавшись, показали нам рукой в дальнюю часть порта. Там была пара морских магазинчиков, а на берегу лежали разбитые и поврежденные лодки. Возможно, тут их кто-то ремонтирует. Мастерских или каких-то представительств Yanmar’a или Volvo не было. Как потом оказалось, мастерских там и нет.

На причале мы нашли бесхозную доску, похожую на трап и служащий марины любезно разрешил нам эту доску забрать. У нас появился свой трап.

Жандарм и инопланетяне

Пока мы искали мастерские, наша носимая радиостанция ожила. Оставшийся на лодке экипаж сообщал, что пришла полиция, и нам было бы неплохо подойти к лодке. Путь обратно занял примерно 10 минут, но полицейских мы уже не застали.

Полицейский визит выглядел следующим образом. Группа полицейских теток (толстая, худая и средняя) последовательно обошли все лодки на пирсе. На всех лодках были граждане Евросоюза, малоинтересные властям. Наша лодка из Сьерра-Леоне. Бесцеремонно забравшись в кокпит и поцарапав палубу подковами своих ботинок, тетки проверили все паспорта, позадавали вопросы. Потом они порылись в каютах. Перед уходом на берег я выложил на стол свой паспорт (чтобы случайно не потерять его на берегу). Это было удачно – тетки паспорт нашли, почитали и положили на место без лишних вопросов. Обнаружив на борту явно женские вещи, тетки обратили на это серьезное внимание и немного успокоились. Видимо тот факт, что экипаж не чисто мужской, а «смешанный», как-то в их глазах снизил уровень нашей опасности для Французской республики. Шмон в каютах вещь не слишком приятная. В европейской стране это как-то неожиданно. В России такую лодку бы, наверное, задержали бы дня на три «до выяснения», и это гораздо хуже, чем французский шмон. Но с другой стороны французские тетки оказались как две капли воды похожими на русских пограничниц, с которыми я пересекался в Выборге. 

Через звонки в Москву нам удалось найти на Корсике официалов Yanmar, но они были в Аяччо (Ajaccio), это на западе острова. Эти граждане категорически отказались ехать к нам в Бонифачио – это же 110 км! И это при том, что благодаря помощи друзей мы общались с ними по-французски (может надо было говорить по-корсикански, и тогда они бы приехали?).

Пока мы искали сервис для мотора, счастливый владелец лодки, давно желавший сделать что-нибудь самостоятельное, и по-настоящему важное и полезное, купил необходимое оборудование, масло и фильтр и сам поменял масло. Об этом в журнале была сделана соответствующая запись. Теперь нас ничего уже здесь не держало, мы были готовы выйти в море утром следующего дня. Наш следующий пункт Салерно (Salerno) или Амалфи (Amalfi) — Италия. Как получится.

Беспокойная ночь

Но наши французские приключения еще не кончились, как выяснилось. Ночью мы все были разбужены громкой музыкой и идиотским смехом. Источник шума был на лодке Луи, где явно происходила вечеринка. Некоторое время я пытался заснуть, надеясь, что скоро все само собой прекратится. Но оно само не прекращалось и, к началу третьего я уже не выдержал и вылез из каюты. Половина нашего экипажа уже сидела в салоне на диване и лица их были очень недобрыми.

Поднявшись в кокпит, я осмотрелся и оценил ситуацию. На лодке противника было довольно много народу, звенели стаканы, сабвуфер бухал на весь порт. По другому борту от нас злыми глазами со своих лодок сверкали наши европейские соседи, которые были крайне недовольны происходящим, но по каким-то своим евро-причинам сверкали глазами молча. Очевидно, было, что кроме нас этот бардак никто не прекратит, да и стоим мы к «праздничной» лодке ближе всех. Настроение у меня в этот момент было решительное и, придав голосу возможно суровую интонацию, я громко поинтересовался, что происходит? Моментально две барышни, держа туфли в руках, спрыгнули с лодки и исчезли в темноте. Это был некоторый успех – один побежавший солдат подрывает боевой дух всего полка. Появился Луи и спросил, нравится ли мне музыка. Я ответил, что не нравится: очень громко. Луи пообещал сделать потише и, вообще, закругляться. Но тут в бой вступили приободренные европейские соседи, которые заголосили что-то по-французски. Особенно прямолинейно выступил 12 – 13−летний мальчик с соседней лодки. Луи повернулся к нему и начал что-то угрожающее отвечать по-французски. Наш успех оказался под угрозой. Чтобы сбить контратаку, я попросил Луи все мне переводить. В каком-то смысле я в этот момент уже развлекался, наблюдая эту перебранку по-французски со всей характерной жестикуляцией и мимикой. Луи повернулся ко мне и миролюбивым тоном сообщил, что «этот джентльмен слишком юн для тех крутых слов, которые он поизносит». Как мне кажется, весь этот «карнавал» на лодке Луи был направлен против окружающих в виде какого-то протеста. Все делалось явно сознательно. С другой стороны, мы были здесь гостями и, во-первых, уже стали с Луи практически друзьями, а во-вторых, мы перегоняем лодку и идем далеко, а не отдыхаем. Последнее для Луи, очевидно, было важно. То есть он нас относил к профессионалам, партнерам по цеху, а не к «лузерам» — нашим соседям. Перед нами ему было стыдно, он совершенно не планировал и не ожидал нашего косвенного участия в этом «межфранцузском» мероприятии.

Так или иначе, но вечеринка утратила прежнюю бодрость, а Луи проследил, чтобы музыка была минимальной, а потом прекратилась. Утром лодка ушла по-тихому. С нашими соседями мы обменялись бутылками вина  в качестве дружеского жеста (Мы победили Луи! Но пасаран!), и пошли на заправку.

Заправка

Заправка в Бонифачо требует записаться в очередь. Тут заправляется много лодок, посмотрев в журнал регистрации, я обнаружил, что заправляют тут и по 4 тонны и по 11 тонн, что отнимает порядочно времени. Записаться в очередь это пол-дела. Надо очередь отстоять и защитить. Поэтому, несмотря на запись, мы около полутора часов удерживались ходами напротив заправки чтобы по возможности не пропустить перед собой тех, кто хотел без очереди. Обошлось без каких либо проблем, но один раз чуть не приехали в маневрирующий перед заправкой самодельный катамаран (который таки влез без записи). Все бы ничего, но заправка расположена в самом узком и проходном месте марины, и движение там было очень активное. Хороший был опыт «пилотажа». Как выяснилось позже, можно было заплатить денег и заправиться вне очереди…

Короли шутки

Наша лодка взяла курс на Италию. Нам предстояло пересечь Тирренское море, в качестве стоянки мы рассматривали 2 варианта — Амалфи и Салерно. В Амалфи мало места, встать там на ночь маловероятно. Удобнее стоять в Салерно, но там нет заправки.

Отойдя миль на 10 на запад от Корсики, по радио был получен May Day. Где-то в районе Порто-Веччио (Porto-Veccio) на камни налетела моторная яхта с 5 членами экипажа, включая ребенка. Они подали May Day, который громко и отчетливо репетовался вахтенным какой-то мегаяхты, находящейся поблизости. Занесли информацию в журнал, и пошли своей дорогой.

Впервые за наше путешествие мы получили приличный попутный ветер сразу на выходе из порта. Погода была великолепная, солнце. Мы шли фордевиндом на правом галсе под одним гротом на превенторе и делали 6 с лишним узлов, что, я считаю, неплохо для 40 футов. Стаксель скорости практически не добавлял, для бабочки курс был неподходящим. В итоге пошли без стакселя в очень комфортном режиме.

Следующее приключение у нас было ночью почти посередине Тирренского моря, на пол-пути между Корсикой и Капри. Восход Луны с каждой ночью становился все позже и позже. Если в первые ночи нашего путешествия было практически светло как днем, то теперь половина ночи проходила в кромешной тьме. Уже появилась пологая морская волна не меньше метра. Вот в такую ночь, пока мы шли под гротом в сторону Капри, позади на курсовом угле около 150 градусов правого борта мы заметили догоняющее судно. Мы четко видели зеленый/красный и топовый огни. Огни стали заметны примерно с дистанции в 6 миль.

С помощью радара мы имели информацию о дальности и курсе судна. По радару цель была не очень большая и, довольно долго радар отмечал цель как помеху (как бывает от больших волн). AIS’ом мы тогда еще пользоваться не умели (он был не настроен) и, скорость судна определяли по радару на глаз. Поскольку судно шло, очевидно, прямо на нас, мы на всякий случай решили уклониться и четко изменили курс к юго-востоку чтобы судно разошлось с нами по корме курсами под 90 градусов на дистанции около 4 миль. Запас достаточный. Примерно к этому моменту появилась Луна, по небу быстро побежали полоски облаков. Судно немедленно изменило курс к востоку и снова пошло точно на нас. Дистанция до судна сокращалась на глазах. Уже было видно, что это моторное судно, но мы видели его точно с носа и определить, что это конкретно не могли. Прикинув новый курс судна, мы вернулись на свой прежний курс. В этом случае неизвестное судно должно было бы обогнать нас с правого борта на дистанции около трех миль. Наши курсы теперь расходились. Однако через несколько минут судно вновь изменило курс и пошло снова точно на нас. Дистанция к этому времени была около 4 миль. Решив, что это уже слишком, мы завели мотор, дали газу, набили грот в ДП и ломанулись на север, стараясь максимально увеличить дистанцию от преследователей. Судно вновь скорректировало курс в нашу сторону. На дистанции менее двух миль судно вдруг отвернуло градусов на 30 – 40 к востоку. Мы сохраняли курс и скорость еще некоторое время, продолжая внимательно следить за непонятным судном. Через некоторое время мы изменили курс близко к генеральному. В свете Луны стало видно, что пугавшее нас судно, это магаяхта с типичным современным силуэтом, которая идет со скоростью 7 – 8 узлов. На судне были освещены салоны и каюты. Так лодка еще некоторое время шла неподалеку от нас, несколько раз незначительно меняла курс, а потом резко отвернула к юго-востоку. У меня возникло соображение, что они там нас могли не видеть вообще, судя по их поведению. Возможно, у них там на борту праздник, расслабленное состояние и они идут потихоньку по морю, не глядя вперед.

AIS

Так мы шли по Тирренскому морю. Погода изменилась, появилась волна, периодически стали появляться облака, но в основном было все еще тепло. К вечеру второго дня мы пошли южнее островов Palmarolla, Ponza, Ventotene, Santo Stefano.

Примерно в это время мы освоили AIS. Об этом приборе следует сказать особо. Наша яхта оборудована радаром, чартплоттером и, понятное дело, радиостанцией. Чартплоттер (получающий и радарную картинку) размещен в кокпите под столиком и может поворачиваться на 45 градусов лицом или к одному или к другому месту рулевого (штурвалов два). AIS – радиоприемник, который через бортовую станцию получает сигнал от окрестных судов. Сигнал расшифровывается и на картинку чартплоттера накладывается изображение идущих в радиусе 24 миль судов. Даже если радар еще не видит цель, то она уже нарисована на экране AIS’ом. Если поймать изображение судна курсором и нажать OK, то появляется окно с характеристиками судна. Здесь его название, длина, курс, скорость, осадка, порт назначения, а также расчет, через какое время и на какой дистанции ваши курсы пересекутся. Ощущение такое, что раньше вы плавали в полной темноте, а теперь вам включили свет! Все эти проходящие вокруг коммерческие суда теперь стали иметь свое название, приобрели какие-то новые свойства.

Капри

К Капри подошли на рассвете, всю дорогу читая AIS. Вокруг Капри на якоре стояло десятка два судов разных размеров. И теперь мы знаем все про всех! Вот балкер, вот моторная яхта на якоре, вот паром в Неаполь, вот экскурсионное судно с Капри.

У юго-восточной оконечности Капри есть красивая скала с дыркой в виде арки. Между скалой и островом расстояние небольшое, но можно пройти безопасно. Когда идешь первый раз, дух захватывает. Все были здесь впервые кроме меня. К этому времени мы уже порядком утомились. Ветер ослаб, мы моторили вдоль итальянского берега от Капри к Амалфи. Уже хотелось на землю.

В Амалфи мы встали в очередь к заправке, а итальяшки на небольших лодках  пролезали перед нами без очереди, показывая нам пустые канистры и как бы говоря: «нам чуть-чуть, мы быстро!». В конце концов, мы встали под заправку, и я сбегал к городскому причалу поискать место. Мест не было. Возможно, потолкавшись тут часа три, мы бы получили шанс встать, тратить время и рисковать не хотелось. Мы пошли в Салерно.

Салерно

Салерно — это большой порт и база нескольких чартерных компаний. Места в порту очень много, заход простой, для маневрирования в яхтенной части порта места много (как таковой, марины здесь пока нет). По дороге мы позвонили знакомым в одну из чартерных компаний, и они обещали, что на причале нас встретят и поставят. Так все и вышло. Мы пришвартовались без проблем и сразу получили воду и электричество.

Салерно довольно большой город, с несколькими проспектами, идущими вдоль моря, приморским бульваром, железнодорожным вокзалом (до Неаполя минут 40) и домами, которые хочется назвать «сталинскими», хотя они все-таки, скорее, «мусолиниевские». Главный герой города — Гарибальди: повсюду таблички, что здесь он выступал, здесь ел и т д.

Стромболи и Мессина

Дальше идем на юг к Липарским/Эольским островам и к Мессинскому проливу. Переход главным образом запомнился тем, что ночами было очень холодно. Мне казалось, что на мне надето заметно больше, чем зимой в Москве. Хорошо, что в Гриссане я купил у Бабушки новый непром. Флис, непром и шерстяная шапка не справлялись с ночной сыростью и холодом. Из-за этого на ночных вахтах очень хотелось спать. В этот раз вулкан на Стромболи нас не разочаровал.

Красная точечка на фотографии из космоса – это извержение. Вулканчик пыхтит почти без перерывов, но два года назад он нас полностью проигнорировал. Теперь мы издалека видели всполохи похожие на огонек от сигареты. По мере приближения к острову нам пришлось несколько раз довольно активно расходиться с судами, но без экстрима. Над Сицилией была сильная гроза.

Перед Мессиной, как правило, скапливается множество судов. Большинство стоят на якорях. Имея AIS, мы читали, что это за суда еще не дойдя до пролива миль 20. Интересно то, что свой статус (указывается вахтенным) в AIS’e большинство судов указали как Not Under Command. То есть сразу штук восемь судов вокруг нас, если верить их данным, были лишены возможности управляться. Хотя, очевидно было, что суда стояли на якорях.

Приливное течение в Мессинском проливе с юга на север начинается за 1 час 45 минут до времени высокой воды в Гибралтаре, а с севера на юг через 4 часа 30 минут в Гибралтаре. Такую информацию дает Род Хайкель (Italian Waters Pilot, издание шестое 2002, с 335). На этот счет есть другая точка зрения, что скорость течения сильно зависит от тенденции в атмосферном давлении. Но если у Хайкеля мы читаем о скорости течения до 4 узлов в спринг, то именно такую картину мы и наблюдали в августе 2008 года.

К Мессинскому проливу мы подошли уже на исходе попутного течения. Пролив шли под мотором со скоростью около 5 узлов, течение добавило нам еще около 4,5, и по GPS мы делали почти 9,5 узлов.

Пройдя горло пролива, мы немного поспорили относительно следующего порта захода. Один вариант Рипосто (Riposto) на Сицилии, второй вариант Реджио ди Калабриа (Reggio di Calabria). Сицилия на мой вкус куда симпатичнее материкового берега Италии. С другой стороны идти в Рипосто – делать хоть и небольшой, но дополнительный крюк. В конце концов, решили идти на Сицилию. В Рипосто мы нашли отличную марину, с заходом с севера. Рядом с офисом порта находится заправка, куда мы сразу и встали.

Сам городок довольно типичен для этих мест. Старый город был почти полностью разрушен извержением Этны и после (в начале ХХ века, кажется) построен заново. Поэтому улицы прямые, город четко поделен на ровные кварталы, дома двухэтажные обшарпанные, много брошенных. Зато здесь мы смогли закупить всю необходимую провизию, которую доставили на борт сотрудники супермаркета (но об этом надо было специально договариваться, поскольку языковой барьер весьма значительный). Чуть севернее порта есть несколько пляжей. Это городские галечные пляжи, отделенные от моря рядом скал и искусственных насыпей. Но здесь вполне можно купаться.

Здесь на Сицилии логично закончилась первая часть путешествия и началась вторая. С совершенно другими погодными и навигационными условиями. Существенно более сложная, в отличие от первой.

Сапог

Над Сицилией продолжалась гроза, фронт которой быстро смещался к востоку. Получилось так, что, выйдя из Рипосто, мы убегали от грозы, которая стремилась нас догнать, но все-таки постепенно смещалась к юго-востоку, а мы постепенно забирали на северо-восток. Ветер был слабый, волны практически не было. Мы шли на моторе вдоль подошвы сапога и к ночи вошли в зону плотного трафика. В этом месте как на большой дороге скапливаются суда идущие из восточного Средиземноморья в Мессину. Благодаря AIS’у мы хорошо видели обстановку, но плотность движения и желание вахтенных коммерческих судов сэкономить и прижаться к берегу иногда требовало довольно активных действий по расхождению. Хотя мы шли всего в 3 -5 милях от светящегося огнями берега, не было никакой гарантии, что здесь на относительном мелководье мы гарантированы от встречи с крупным судном. Море своей полированной чернотой было похоже на крышку рояля, а берег на украшенную к Новому году елку. Пару раз действия шкиперов нас удивляли, когда большое коммерческое судно явно не вписывалось в поворот вокруг «носка сапога», а шло курсом прямо в берег (и в нас по ходу дела) и только в последней момент корректировало курс. Все это было хорошо видно на радаре. Рыбаки и еще какие-то небольшие суда совсем поджимались к берегу (до 1 -1,5 миль) и их трудно было различить на фоне городской засветки.

Ночи стали очень холодные. Если до сих пор ветер был или совсем слабый, или в основном попутный, то теперь поменялся на заметный встречный 8−10 узлов. Идти в лавировку было неэффективно, и, чтобы укладываться в график, мы шли в основном на моторе. На второе утро мы пришли в Леуку. Мы были здесь несколько лет назад. Доспав немного у внутренней стенки волнолома позже переставились к понтону. Побродили немного по приморской части города, посетили местный бар, в котором живет собака, умеющая выполнять арифметические действия, закупили еды, а вечером слазили наверх к монументу.

Адриатика

Леука это поворотная точка. Где-то здесь начинается Адриатическое море. Повернув за угол на север мы рассчитывали дойти до Бари, отдохнуть и потом сделать заключительный переход через Адриатику в черногорский Бар.

Это легко было планировать, но трудно осуществить. Повернув за мыс и войдя в Адриатику мы столкнулись с встречным ветром, почти двухметровой встречной волной и обещанным пайлотом встречным течением до полутора узлов. Все это довольно тяжелые условия для 40 футовой лодки. Ветер при этом был несильный — 10−12 узлов, так что идти в лавировку было абсолютно бессмысленно. Несмотря на то, что GPS показывал скорость узла в три- четыре, ощущение было такое, что мы вообще стоим на месте. Унылый пейзаж итальянского берега не менялся все утро. Мне казалось, что сарай на берегу никогда не сгинет за горизонтом. Так в попытке мотором «протолкнуть» лодку через сопротивляющееся море, и стараясь избегать сильных ударов волн о корпус, мы дошли до траверза Бриндизи.

Бриндизи не рассматривался нами как удобная стоянка на пути, прежде всего потому, что это крупный коммерческий порт с нефтяным и газовым терминалом. Действительно, со стороны моря это место выглядит мрачновато. Промышленный пейзаж во всей своей депрессивности: лес кранов, трубы, какие-то газгольдеры, факел от дожигаемого попутного газа и т.д. Пейзаж был настолько непривлекательным, что никому в голову не пришло его сфотографировать.

Дело было к ночи. Мы столкнулись с нерегулярной волной около трех метров, идущей с разных направлений. Ветер усилился и стал точно встречным. (Возможно, это и был северный ветер Tramontana, описанный в Imray Adriatyc Pilot стр 5.) Мы убрали грот, который несли для снижения качки и развернулись в Бриндизи. Как только волна и ветер стали попутными, немного полегчало, мы изучили план порта и довольно быстро заскочили за гигантский волнолом.

Мимо нас прошли несколько буксиров, которые встречали большой сухогруз. Пройдя через весьма приличных размеров акваторию первой части порта и обогнув форт мы обнаружили очень удобную марину. Она не слишком прикрыта от северного и северо-восточного ветра, но в ней было довольно просторно, чтобы безопасно маневрировать. Людей мы не видели и встали к одному из понтонов.  Через некоторое время появились сотрудники марины и сказали, что лучше бы мы все-таки предупредили их по радио, но это не было проблемой.

 Бриндизи

Марина Бринизи достаточно новая и модная. В отдельном комплексе двухэтажных зданий офисы и магазины. Жаль, что магазины не работали. Здесь же был обещан интернет, но он тоже не работал. Нам предложили воткнуться в розетку локальной сети, но у нас же нет с собой куска провода для локалки! Повсюду зеленые аккуратные газоны. В марине есть модный и довольно дорогой ресторан, но мы ходили есть в столовку неподалеку. Яхтинг — спорт миллионеров, но не до такой же степени.

Город Бриндизи довольно большой и старый. Кое-где видны остатки сооружений времен Римской империи. Вечером главная улица (скорее небольшой проспект) становится пешеходной. Город курортный: много кафе и всяких лавочек. В дальней части старого рыбацкого порта (но это почти центр города) стоят несколько боевых кораблей итальянских ВМС. Самый большой — авианесущий десантный корабль. У городской пристани несколько парусных мегаяхт (более 120 футов). Стоять, кстати можно было бы и здесь, но в марине и спокойней и проще с водой и электричеством.

Беглецы

У нас возникла новая проблема — официально покинуть шенгенскую зону и закрыть визы. Сначала мы зашли в офис Guardia Costeria. Была суббота, в помещении был только белоснежный дежурный офицер, на лице которого довольно быстро возникло выражение «ну почему это происходит со мной!». Ему очень не хотелось ничего делать в такой удачный день — спокойное дежурство в выходной, а тут мы. Офицер, однако, был любезен, постарался понять, в чем проблема, но довольно быстро решил, что нам он помочь не сможет. Все, что мы хотели — поставить штампы в паспорта. Офицер говорил по-английски и сообщил нам, что нужных штампов у него нет. При этом на столе в специальной подставке хранились не менее 20 разных печатей. Мы предложили ему шлепнуть в паспорт любую из его печатей на выбор и эта мысль показалась ему остроумной. Представляю себе лицо какого-нибудь шенгенского консула в Москве, когда б он увидел в моем паспорте визу погашенную, к примеру, штампом «СЕКРЕТНО».

В общем, нас послали в полицию. Полиция была совсем рядом, но оказалась не просто полицией, а пограничной полицией. Полицейский, оформлявший наш отход спросил — когда мы намерены покинуть Италию. Мы сказали, что рано утром. «Вот утром тогда и приходите за штампом». «А если это будет очень рано, скажем часа в четыре утра?» «Ничего страшного». Подумав, мы спросили, что если мы штамп поставим все-таки сейчас, нам и уходить надо будет немедленно? «Yyyyeeeeessssss….» ответил полицейский изо всех сил мимикой стараясь дать нам понять, что мы можем стоять в порту с этими штампами сколько захотим, только не попадаться на глаза полиции. Мы уверили его, что уходим немедленно, и он с облегчением (попадаются же дураки!) поставил нам штамп.

Монтенегро

Часть нашего экипажа улетела из Италии домой, так что заключительный этап перегона нам предстояло пройти втроем. Дело не бог весть какое сложное: дистанция небольшая, часов на 27. Но море было бурным: волна до 3 метров и ветер до 30 узлов были как раз с того направления, куда нам следовало идти. Мы решили подождать с выходом. На утро следующего дня ситуация не изменилась. Андрей Лоншаков присылал нам на SMS с прогнозами раз в несколько часов. По прогнозу в 15.00 ожидалось ослабление ветра. Удивительно, но ровно в 15.00 волна несколько уменьшилась, а ветер ослаб до 18 узлов, и мы поспешили выйти в море. Ближе к центру Адриатики волна стала поспокойней, и сила ветра достигла комфортных значений.

Интересно, что трафик, которого все мы ожидали в Адриатическом море, оказался не вдоль берегов, а ровно посередине. Как будто мы пересекли шоссе. И вот тут мы сделали нехорошую ошибку. Разойдясь с несколькими крупными судами, мы следовали своим курсом поперек моря, кода обнаружили справа по курсу парусную яхту, шедшую на север. Прикинув курс и скорость мы так настроили автопилот, чтобы пройти этой лодке неподалеку с кормы. По мере приближения я пытался рассмотреть лодку в бинокль, как вдруг она резко изменила курс к северо-востоку и дала деру. Полагаю, что они не очень обрадовались нашей встрече — так как видели внемасштабные огни нашей лодки и не могли точно понять какого размера наша лодка. Короче, не стоит проходить близко по корме незнакомой лодки.

Город Бар оказался печальным и неуютным местом, похожим на советский пионерский лагерь для детей ответственных работников. Марина производила впечатление недостроенной, на соседнем понтоне краской из баллончика кто-то коряво написал слово «Россия». И действительно, в этой части порта были пришвартованы в основном российские яхты. Путешествие закончилось оформлением довольно большого количества документов как на лодку, так и наших личных. Лодка встала у причала на зиму, а мы отправились в аэропорт.

Другие фотографии можно посмотреть здесь


12 Января 2009


Другие тексты на эту тему

23 Июня 2014

201 миля настоящих гонок

В Хорватии завершилась четвертая крейсерская регата «201 миля». Организаторы подчеркивают радикальное отличие состязания от большинства корпоративных регат и отмечают устойчивый интерес роста к регате, которая проводится на монотипах.

26 Мая 2014

Тежу – река истории

В мире не так много много столиц, в центр которых можно прийти на яхте под парусом. Лиссабон именно такой — гостеприимный и открытый.

01 Августа 2013

Extreme Sailing в Порту

Седьмой сезон Extreme Sailing Series в разгаре. Третий этап серии проходил в португальском Порту. Гонки этой серии проходят непосредственно вблизи берегов, поэтому на регатах этой серии всегда много зрителей.

10 Октября 2012

Сумашедший микс

В конце сентября в Сан-Тропе съежжаются тысячи любителей паруса. В это время маленький городок на Лазурном берегу Франции радикально преображается, превращаясь из респектабельного и спокойного курорта в бурлящий котел.

10 Октября 2011

Битва в Цемесской бухте

Новороссийск становится центром российского парусного спорта, что позволяет городу проводить соревнования самого различного уровня, в том числе Чемпионаты России, детские регаты и крейсерские любительские трофи. Чтобы убедиться в этом лично, я отправилась к Черному морю.

04 Февраля 2011

Регата «Дед Мороз»

MainSail.Ru публикует рассказ Александра Долинина о любительских флотилии и регате «Дед мороз», которые состоялись в турецких водах в Рождественские каникулы.

11 Ноября 2010

И снова Marmaris Race week

В Мармарисе завершилась очередная международная регата — 21−я Marmaris Race Week. По сложившейся в последние годы традиции, российских экипажей здесь было больше трети — 54 команды. Всего в регате приняли участие 137 яхт из 16 стран мира.

18 Апреля 2010

Кукскафен-Мурманск на «Седове»

Пройти под парусами на толшипе, поучаствовать в работе команды, понять, как управлять таким кораблем — интересный и незабываемый опыт. О своем путешествии на барке «Седов» рассказал Борис Куприянов. Рассказ записала Евгения Бакунова.

24 Декабря 2009

Лансерот на яхте и без

«Лансерот — это необрамленное произведение искусства» — так говорил об острове Сесар Манрике, человек, без которого этот остров был бы совсем другим. Те, кто думает, что Лансерот — это бесформенное нагромождение вулканических выбросов и лавы, жестоко ошибается. Я и сама так когда-то думала: просто времени «оторваться от моря» не было. …

17 Декабря 2009

Детские грезы или от Балеар до Канар

Маршрут с Балеарских островов на Канарские стал уже чуть ли не классическим для наших читателей и писателей. Mainsail.Ru представляет рассказ нашего постоянного автора Василия Красюка о путешествии с одних островов на другие через Мадейру.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Открытие сезона в Москве

21 Мая 2017

Открытие сезона в Москве

В Москве в Royal Yacht Club состоялись торжественное открытие парусного сезона и прошел третий этап высшего дивизиона Национальной парусной лиги. Соревнования выиграла команда Navigator Sailing Team.

Новые классы Volvo Ocean Race

18 Мая 2017

Новые классы Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race объявила о том, какие изменения произойдут в гонке в ближайшем будущем. Командная кругосветка будет использовать сразу два класса.

Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+