MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Лодки
Дело «Савароны»

Евгения Бакунова MainSail.Ru
Фото: автора и savarona.com.tr

Дело «Савароны»

Десять человек обвиняются в организации борделя на одной из самых известных в мире яхт. Речь идет о яхте Ататюрка «Савароне». Сегодня в Анталии начались слушания по этому делу. Savarona была яхтой Ататюрка всего несколько недель и обрела всемирную славу лишь спустя долгие годы. В последнее время она все чаще фигурирует в скандальных хрониках, связанными с выходцами из стран СНГ.

 

Savarona попала в центр внимания мировой прессы в конце сентября, когда в  результате рейда береговой охраны на борту яхты, стоявшей у порта Геджек, были обнаружены высокопоставленные чиновники и бизнесмены из из России, Киргизии и  Казахстана в компании с проститутками из России и Украины, среди которых были две несовершеннолетние.
Среди главных фигурантов дела бизнесмен из Казахстана Тевфик Ариф. Он  обвиняется в организации незаконных перемещений людей, проституции и  организации преступной группы. По некоторым данным 57−летний Тевфик Ариф родился в СССР, на территории Казахстана и владеет международным бизнесом в  области недвижимости. Казахский бизнесмен свою причастность к «делу Савароны» отрицает.
Яхта «Саварона» некоторое время была «плавучей резиденцией» основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка.
После известных событий власти Турецкой республики заявили, что планируют превратить ее в музей. Пока яхта находится в лизинге у известного в Турции бизнесмена Караману Садыколу, который  в свое время отреставрировал историческую яхту, вложив это немалые деньги. Караман Садыколу сдавал яхту в  чартер $30 тыс — $40 тыс в день. По данным из некоторых источников, Садыколу сдал яхту в субаренду некому казахскому бизнесмену, и по делу, связанному с  «Савароной» не проходит. 
После сентябрьского скандала Минфин Турции начап процедуру по аннулированию договора о лизинге яхты.

Жизнь «Савароны» началась в 1931 году в Германии.

Проект был разработан одним из самых известных морских архитекторов Уильямом Гиббсом (William Francis Gibbs), а строительством яхты занималась верфь Blohm and Voss в Гамбурге. Со стапелей этой верфи сошел не один десяток супер-яхт. Среди них, кстати и нынешний лидер мирового Eclipse. Сейчас Savarona входит в  десятку крупнейших частных яхт, а в 1931 году она была самой большой и самой быстрой в мире.
Заказчиком яхты была Эмили Роблинг (Emily Roebling Cadwallader), внучка другого знаменитого архитектора и автора Бруклинского моста в Нью-Йорке Джона Роблинга. Часть своего наследства Эмили Роблинг потратила на строительство трех яхт, каждая из которых была больше предыдущей, и все эти яхты имели одно имя — Savarona. О столь глубокой привязанности Эмили Роблинг к имени «Саварона» история умалчивает, но, как утверждают, так на суахили называется один из видов африканских лебедей, живущих у побережья Индийского океана. Строительство яхты обошлось заказчице в 4 млн долларов. Благородная и величественная Savarona имела длину 134 метра, элегантный современный силуэт и прекрасные мореходные качества.
Семь лет Savarona бороздила воды Атлантики и Средиземного моря, но из-за высоких импортных пошлин, существовавших в то время, хозяйка яхты не могла ввезти яхту в США и пользоваться ей в родных водах. Возникло логичное решение продать яхту.
Случилось так, что именно в это время турецкое правительство искало новую яхту для своего президента. Незадолго до этого Стамбул посетил король Великобритании Эдвард VII, который вместе с Ататюрком совершил прогулку по Босфору на яхте Ertugrul. Дым и копоть, валившая из труб этой яхты, испачкала белые одежды короля, что вызвало неудовольствие турецкого президента. И он приказал своей администрации списать старую яхту и подыскать новую, более достойную для приема важных иностранных гостей.

В марте 1938 года в Саутгемптоне на яхте Savarona был поднят турецкий флаг.

С этого времени у Савароны начался новый этап, короткий, но судьбоносный. И  кто знает, как бы сложилась жизнь этого по-своему уникального судна, если бы  оно не оказалось яхтой первого президента Турецкой республики.         
Роль Мустафы Кемаля Ататюрка в истории современной Турции трудно переоценить. И  хотя в последние годы оппозиционные политические движения пытаются поставить под сомнение результаты реформ, начатых Ататюрком, его авторитет по-прежнему остается незыблемым и прочно поддерживается простыми людьми, большинством политических институтов страны и, что особенно существенно для этой страны, армией.

Кто-то считает Ататюрка освободителем, кто-то диктатором. Претворяя свои реформы в жизнь, Мустафа Кемаль действовал жестко и бескомпромиссно. Желая построить современное государство, он верил, что в достижении цели любые средства хороши. Парадоксально, но Мустафа Кемаль был, наверное, единственным государственным деятелем эпохи между двух мировых войн,  к которому с  огромным почтением относились все, даже бывшие враги. Вначале он был революционером, потом большим полководцем, «отцом турок», создателем новой Турции и великим реформатором своего государства, изгнавшим султанов и  списавшим в архив громоздкую и воинственную Османскую империю. Кроме радикальных политических, экономических и образовательных реформ, Мустафа Кемаль произвел революцию в умах и привычках простых турок. Превратив страну в  светское государство, он заставил турецкое общество принять новые правила жизни и быта, характерные для цивилизованных стран, в том числе носить европейскую одежду и иметь фамилии. Женщины получили равные с мужчинами права. Введение латинского алфавита вместо арабского облегчило обучение населения и знаменовало новый этап разрыва с прошлым.
«Наше поколение, которое видело множество великих людей, пришедших к власти в  своих странах, если присмотрится и проанализирует, то согласится с тем, что реформы, проводимые Ататюрком, являются самыми глубокими и продуманными", — так в свое время писала о новой Турции британская Daily Telegraph. 
Ататюрк был личностью яркой и весьма противоречивой. Но, несмотря на  многочисленное окружение, он был глубоко одинок. Ему так и не удалось создать семью, а единственный его брак продлился всего два с половиной года. В  характере президента сочеталось несочетаемое — любовь к национальным традициям и стремление к ценностям «западной» цивилизации, авторитарность и  демократизм.

Новую яхту Ататюрк ждал с нетерпением, однако пользоваться «Савароной» ему было суждено недолго. Через шесть недель он, серьезно заболев, покинул яхту. Он  умер в Стамбуле во дворце Долмабахче 10 ноября 1938 года, как говорят, от скуки и цирроза печени. Ему было всего 57 лет. Все имущество он завещал созданной им  Народной партии.
Так Savarona попала на баланс Военно-морского флота. Все военные годы яхта не  выходила в море, а после войны ее переоборудовали в учебный корабль и дали новое имя Gunes Dil (Язык солнца). Шли годы, судно постепенно приходило в  упадок. В 1979 году пожар добил яхту. Последующие 10 лет она оставалась брошенная у причала на острове Хейбели в Мраморном море.

Новая жизнь «Савароны».

Спустя 10 лет бизнесмен и владелец одной из верфей в Тузле Караман Садыколу заплатил 60 млн долларов Министерству финансов Турции за право управления «Савароной» на срок 49 лет. Затраты на восстановление яхты оцениваются примерно в 25 млн долларов. Паровые турбины яхты были заменены на современные дизельные двигатели. Реконструкцией интерьеров лодки занимался Дональд Старки, всего над восстановлением исторической яхты трудились 425 человек — многие детали требовали тонкой и высококвалифицированной ручной работы. В интерьерах применено 260 тонн мрамора, 65 из которых ушло на строительство хамама.
В 1992 году Savarona вновь вышла в море, подготовленная практически к любым переходам, в том числе, океанским.
В память об Ататюрке, в первоначальном виде была восстановлена его каюта — в  этом небольшом музее хранится множество личных вещей первого президента Турции.

Богатством и элегантностью внутреннего убранства это судно по сути стало плавающей галереей искусств. Повсюду антикварная мебель, ковры ручной работы, зеркала в изысканных рамах, бронзовая скульптура, а также богатая коллекция работ современных турецких художников. На яхте также сохранилась и личная библиотека Ататюрка.

Классические интерьеры яхты вобрали в себя элементы модерна, барокко и  легкие восточные мотивы. На яхте 17 гостевых сьютов от 32 до 59 кв м, каждый с  неповторимым интерьером и собственным названием: «Дельфин», «Водяная лилия», «Мраморное море», «Атлантический океан» и т д.  Все палубы яхты соединяет единая винтовая 84−метровая лестница, украшенная витиеватым латунным кружевом — ее чудесным образом удалось воссоздать заново после большого пожара.
Среди гостей яхты бало много известных личностей: политики, коронованные особы и звезды кино, подиума и шоу-бизнеса. В разное время на борту этой яхты побывали Джордж Буш, Жак Ширак, принц Монако Ренье, принц Чарльз с Дианой, султан Брунея и король Хуан Карлос, а также Жерар Депардье, Николь Кидман, Шарон Стоун, Клаудиа Шиффер, Валентино и другие известные личности.       
В разное остальное время Savarona выступала как база для различных общественных акций и приемов, неся официальную миссию, как когда-то это было при Ататюрке. Как то раз на борту «Савароны» принцесса Диана провела благотворительную акцию, собирая средства на борьбу со СПИДом. В 1998 году на борту яхты было подписано Соглашение по Черному морю — 65 представителей других государств, приглашенных на борт «Савароны» для празднования 75−летия Турецкой республики, стали свидетелями подписания важного документа между руководителями стран, выходящими к морю.

 

 

Savarona, технические характеристики
Верфь — Blohm and Voss
Корпус — сталь
Класс регистра — RINA, MCA
Длина 134 м (446 фута)

Длина по ватерлинии — 106 м (349 футов)
Ширина 15 м (52 фута)

Осадка: 6 м (20 футов)

Водоизмещение: 4650 т

Двигатели: два Caterpillar по 3634 лс

Запас воды: 220 тыс л

Запас топлива: 450 тыс л

Круизная скорость: 16 узлов
Яхта способна принять 34 гостей, экипаж составляет от 40 до 45 человек.


20 Декабря 2010


Другие тексты на эту тему

03 Июня 2014

Протокол 35−го America's Cup подписан

Долгожданный протокол 35−го Кубка «Америки» определяет основные моменты будущего матча, который намечен на 2017 год. Место и время проведения матча за старейший спортивный трофей, пока остаются неизвестными.

01 Июня 2014

Валентин Манкин 1938−2014

Умер легендарный легендарный яхтсмен и не менее легендарный тренер Валентин Григорьевич Манкин.

29 Мая 2014

Итоги Tall Ship Race

Флотилия больших учебно-парусных судов «СКФ Черноморской регаты больших парусников» покинула Констанцу, заключительный порт регаты. Впервые под флагом России флот из 16 парусников дважды пересек Черное море.

01 Апреля 2014

«Газпром» нашла путь к победам

Рссийская компания «Газпром» стала спонсором Международной федерации парусного спорта (ISAF). Сумма спонсорского контракта оказалась довольно внушительной.

03 Марта 2014

И снова Алекс Томсон!

Известный британский яхтсмен-одиночка выступил с очередным рекламным перформенсом. На этот раз бронзовый призер последней Vendee Globe, прогулялся по мачте и гроту своей яхты Hugo Boss…

08 Января 2014

Extreme 40 едет в Питер

Компания OC Sport, являющаяся организатором регат в классе Extreme 40, объявила о графике соревнований серии Extreme Sailing. Среди мест проведения одного из этапов этой профессилональной парусной серии в 2014 году — город Санкт-Петербург. Гонки пройдут в акваториях Финского залива и реки Невы.

26 Декабря 2013

Wild Oats XI на подводном крыле

Каждый год 26 декабря по традиции стартует одна из самых сложных в мире офшорных гонок Сидней — Хобарт. Так происходит с 1945 года. Сегодня один из лидеров последних шести гонок — яхта Wild Oats XI — выйдет на старт укомплектованная подводным крылом и «cистемой динамической стабильности».

17 Декабря 2013

Два капитана America's Cup

Новозеландское радио пригласило в студию шкиперов последнего America's Cup – Джимми Спитилла (Oracle Team USA) и Дина Баркера (Team New Zealand). MainSail.Ru предлагает некоторые фрагменты обоих интервью.

17 Ноября 2013

The Wave, Muscat выиграла сезон-2013

Extreme Sailing Series завершила сезон этапом в Бразилии. Регату во Флорианополисе выиграла команда Alinghi, а весь сезон — команда The Wave, Muscat.

06 Ноября 2013

Рекорд Spindrift 2

Макси-тримаран Spindrift 2 поставил рекорд на пути великих открытий и улучшил предыдущий рекорд Groupama 3 более, чем на 20 часов.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Открытие сезона в Москве

21 Мая 2017

Открытие сезона в Москве

В Москве в Royal Yacht Club состоялись торжественное открытие парусного сезона и прошел третий этап высшего дивизиона Национальной парусной лиги. Соревнования выиграла команда Navigator Sailing Team.

Новые классы Volvo Ocean Race

18 Мая 2017

Новые классы Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race объявила о том, какие изменения произойдут в гонке в ближайшем будущем. Командная кругосветка будет использовать сразу два класса.

Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+