MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Интервью
«Нам нужен парусный спорт нового типа»

Евгения Бакунова для журнала Yachting
Фото: автора

«Нам нужен парусный спорт нового типа»

MainSail.Ru публикует полную версию эксклюзивного интервью CEO BMW Oracle Расселла Куттса. Легендарный гонщик ответил на вопросы о прошлом и будущем Кубка Америки и о том, каким он вообще видит парусный спорт.

Расселл Куттс занимает особенное место в парусном мире. Не только потому, что за свою длинную карьеру собрал немало ценных трофеев, но и благодаря тому, что является идеологом воплощения новых экстраординарных технических решений. Он известен в яхтенном мире как один из немногих, кому удавалось выигрывать Кубок Америки четырежды. Два раза он сделал это будучи шкипером Team New Zealand в 1995 и 2000 годах, один раз будучи шкипером швейцарской команды Alinghi в 2003 году, и вот три месяца назад в качестве главного менеджера BMW  Oracle Racing. Однако за плечами одного из лучших матчрейсеров мира немало и  других важных побед. Куттс — олимпийский чемпион в классе Finn, чемпион мира в классах 12 метров, Farr 40, Transpac 52, и это далеко не полный список его достижений.

Куттс - большой авторитет в мире паруса и мечта любой команды.  Он не только опытный гонщик, но и талантливый инженер, и такое сочетание знаний и опыта в современном технически сложном парусном спорте, является уникальным и ценится особо. Создается ощущение, что все, к чему Куттс причастен, обречено на успех. Так случилось с быстрорастущим гоночным классом Russell Coutts 44 (RC44). Так случилось и в последнем розыгрыше Кубка Америки, где в битве технологических решений победили идеи, предложенные и  воплощенные Куттсом вместе с командой BMW Oracle Racing.  Кое-кто называет Куттса «везунчиком». Однако, если приглядеться повнимательнее, становится очевидно, что удачливость Куттса — следствие беспрецедентной работоспособности, неутомимой энергии и, конечно же, великой любви к своему делу и  парусу. 

— Вы выиграли кубок четырежды и были в обоих «лагерях» — со стороны челленджера и со стороны дефендера. Какая задача более интересная  — быть челленджером или дефендером Кубка?

— Трудно сказать, что более интересно. Это абсолютно разные чувства и  задачи. Но, если вы меня спросите, на какой стороне мне хотелось бы быть более всего, я бы, конечно, выбрал бы сторону дефендера. Потому, что это гарантия быть в розыгрыше Кубка Америки. А будучи челленджером надо еще пройти отбор, и  еще не факт, что окажешься в финальном матче. 

— В Валенсии во время последнего розыгрыша America's Cup все без исключения наблюдатели говорили об уникальности снарядов, на  которых выступали обе команды. И тримаран BMW Oracle и катамаран Alinghi — потрясающе быстрые сооружения и очень интересные сами по себе. Однако если говорить о матчрейсе, то общее мнение тоже было схожим:  эти снаряды не  подходят для этого вида соревнований. Не увидели мы в Валенсии всего того, что присуще классическому матчрейсу — ни азартной предстартовой борьбы, ни какой бы  то ни было борьбы на дистанции. Согласны ли Вы с тем, что однокорпусники более подходят для матчрейса и более плотной борьбы?

— Нельзя сравнивать одно и другое напрямую. Мы играли по определенным правилам. И в соответствии с ними у нас был задача построить многокорпусные яхты. И в этих правилах не было ничего о возможности тесной борьбы. Кстати, лодки предыдущего класса Кубка Америки (ACC5 — прим автора) задумывались именно для «близкого» боя. Но прежде, чем такие лодки появились в Кубке Америки, прошло очень много времени. Если мы хотим получить что-то совершенно конкретное, мы должны заложить это в правило класса. Если задаться целью, то  можно и для многокорпусников создать такое правило класса, при котором возможен «близкий» бой, о чем Вы, собственно, и говорите. Я абсолютно не согласен с тем, что многокорпусные яхты не для матчрейсов, просто в данном случае задачи были несколько иные.

— Многокорпусники более перспективны в  будущем?

— Если я спрошу своих детей, они скажут «Пап, малтихуллы — это реально круто…» Многокорпусники — это то, чего хочет подрастающее поколение. А  значит, это и есть будущее парусного спорта. Кубок Америки стоит на пороге новой эры — именно сейчас необходимо решать в каком направлении двигаться. Ведь за нами приходят новые люди со своими интересами и своим видением мира. Лично я  уверен, что через 50 лет Кубок Америки будет проводиться на многокорпусных снарядах.  

— Вам не кажется, что популярность парусного спорта в  мире снижается?

-Я бы сказал что да, такие тенденции есть из-за экономических проблем и  из-за того, что жизнь меняется. Да и дети сейчас живут в другом мире — у них есть компьютеры, интерактивное телевидение и еще много других возможностей. Я  рос в то время, когда парус был неотъемлемой частью жизни большинства моих сверстников. Сейчас люди все меньше интересуются спортом вообще. У них другие интересы и быстро меняющийся мир. И если говорить о парусе, мы, прежде всего, должны придумать, как сосуществовать с этой новой культурой жизни. Когда я  начинал свой путь в парусе, я много времени проводил в марине. Любая лодка требует поддержания, времени на обслуживание. Сейчас люди не хотят тратить время на такие вещи. А значит и парусный спорт должен меняться в соответствии с  требованиями времени. Кроме того, парусный спорт остается чрезмерно дорогим, чтобы быть более распространенным и более доступным. Парусный спорт должен меняться в том направлении, чтобы быть лишенным всех побочных проблем — транспортировки, подготовки лодок и тп. Приехал — погонялся — уехал. У такого сейлинга есть будущее. Иначе во всем многообразии возможностей, открытых для современного человека, парус как вид спорта (или развлечения) будет утерян. Короче говоря, в новом мире и парусный спорт должен быть нового типа. И  неплохо, чтобы Международная федерация парусного спорта тоже поняла это. Пока она работает очень плохо в этом направлении.

— В настоящее время в мире есть 50−100 высоко-профессиональных яхтсменов, которые перемещаются по миру, что называется, «от проекта к проекту». Кубок Америки практически закрыт для молодежи. Как решить эту проблему?

 - Да, на самом деле, проблема есть. Молодые яхтсмены не могут прийти  в команды, потому что система их блокирует. Вследствие этого они не могут получить соответствующий опыт и быть  отобранными впоследствии. Возникает замкнутый круг, который мы и должны разорвать хотя бы в рамках правил America's Cup. Возможно нам придется подумать об обязательном «молодежном» проценте в командах. Возможно, мы должны будем заявить о необходимости задать и  ограничения по национальному признаку в командах. Мы хотим влить новую кровь в  старейшее в мире спортивное соревнование. Так мы обеспечим будущее не только Кубку Америки, но и парусному спорту в целом.  Иначе существующая система похоронит сама себя, Кубок Америки и весь мировой профессиональный сейлинг.

— Каким будет следующий розыгрыш America's Cup? Где и  когда он состоится?

— Я вижу много потенциальных команд. Прежде всего это команды, выступающие в  Louis Vuitton Trophy. Если нам удастся сделать розыгрыш низкобюджетным, я  думаю, мы сможем привлечь и другие команды. Скорее всего это будет июль-август 2014 года. Экономический эффект от проведения America's Cup в 2007 году составил около 5,7 млрд евро, и многие американские города борются за  возможность провести Кубок у себя. Но Ларри, я думаю, все же проведет регату в  Сан-Франциско.

-Вы уж подписали контракт с BOR на следующий розыгрыш Кубка Америки?

— Еще нет. Но я и не смотрю по сторонам в поисках новых мест для приложения своих сил.

— То есть вряд ли найдется кто-то из челленджеров, кто сможет уговорить Вас выступить на их стороне?

— Мне нравится то, как Ларри (Эллисон) ведет дела. Мне нравится его гибкий подход в работе и то, что он дает людям максимум свободы для воплощения их  профессиональных знаний. К примеру, когда мы приняли решение, что будем ставить крыло на наш тримаран, Ларри поинтересовался, а есть ли у нас какие-либо запасные варианты, на случай, если с крылом будет что-то не так. Я ответил: «У  нас нет запасных вариантов». Нельзя сказать, что такой ответ ему понравился, однако он принял риски к сведению и согласился  с тем, что в этом смысле придется пойти ва-банк.

-Вы участвовали в Кубке Америки в трех командах — Team  New Zealand, Alinghi и теперь в BOR. Каковы ощущения от работы в каждой из  них?

— Все команды решали одну и ту же проблему — завоевание Кубка и поэтому, более или менее, подходы к решению задачи был схожи. Работать во всех командах было интересно. Для меня важно, чтобы работа была в радость. Если коммуникация в команде и процесс решения задач поставлены правильно, работа приносит  удовольствие. Если в команде нет должного сотрудничества и за каждое решение надо бороться, в плохом смысле этого слова, то и приятного в такой работе гораздо меньше.

— В своем недавнем интервью Ларри Эллисон сказал, что главная задача сделать следующий Кубок Америки в большей степени ориентированным на спорт, а не на бюджеты. Вы действительно верите в то, что такое возможно, особенно после экстремально дорогого по технологическим решениям 33−го America's Cup?

— У нас нет другого выбора. Если мы создадим такое правило класса, которое минимизирует бюджеты команд, мы получим 10−12 команд в качестве челленджеров. Бюджеты команд в 32−м Кубке Америки составляли 100−130 млн евро. Мы надеемся, что внесенные нами изменения позволят сократить расходы как минимум вдвое.

— Вы уже начали переговоры с Mascalzone Latino Audi  (Challenger of Record 34−го America's Cup) о будущем классе Кубка Америки?

— Да мы начали предварительные переговоры, и не только с Mascalzone Latino, а и с другими командами. Пока мы обсуждаем основные моменты — тип и размер лодки,  бюджет. В течение пары месяцев команды должны выбрать концепцию будущего класса. Главное, чтобы эта лодка устраивала все участвующие в  розыгрыше команды.

— В заключительный день America's Cup в Валенсии Вы и Эллисон прилюдно пожали руки с Эрнесто Бертарелли. Общественность расценила это как начало нового этапа в истории взаимоотношений двух команд. Было ли какое-то продолжение после этого?

— С тех пор я ни разу не видел Бертарелли. Для меня все в прошлом, и у меня нет сожалений по поводу того, что произошло. Наш спор был публичным, но теперь наступили новые времена, и мы должны идти вперед.

— Как Вы думаете, Alinghi вернется в Кубок Америки вновь в качестве челленджера?

— У меня нет такой уверенности. Это фантастическая и сильная команда, и было бы неплохо видеть ее среди участников.

— Не было ли у Вас желания принять участия в большой офшорной гонке, типа Volvo Ocean Race?

— Конечно, я думал об этом, но, к сожалению, у меня нет на это времени. Но, возможно, я когда-нибудь сделаю свой собственный офшорный проект.

— Какие виды на Louis Vuitton Trophy? Будете ли Вы принимать непосредственное участие как шкипер или рулевой в будущих регатах этой серии?

— Мы планируем вернуться в Louis Vuitton уже в ближайшее время. Да, я думаю, что буду гоняться и сам в том числе. Кроме того, для участия в разных регатах надо создать две команды, чем мы и намерены в ближайшее время заняться.

— Как обстоит дело с Вашим проектом RC44 (об этом классе MainSail.Ru писал здесь)? Запланирована первая регата в США, значит и там появились почитатели этого класса?

— Да, там появилось несколько потенциальных команд. Кроме того, мы никогда не привязывали серию RC44 к каким-то одним местам. Где проводить регаты, решают все команды сообща, и мы всегда рады поехать в какое-либо новое интересное место.  В этом классе уже есть лодка под российским флагом, и мы надеемся как-нибудь провести гонки RC44 в России тоже. И конечно же мы будем рады увидеть российскую команду в качестве челленджера в следующем розыгрыше Кубка Америки. 


20 Апреля 2010




новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+