MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Лодки
photos Pesa, <nobr>Jean-Yves</nobr> Roubinet, регата <nobr>Сан-Тропе</nobr> Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Евгения Бакунова
Фото: Евгении Бакуновой и из личного архива хозяина яхты Pesa

99 лет в строю

MainSail.Ru как-то уже писал о классических регатах Лазурного берега. Большая часть лодок в этих регатах — классические деревянные яхты, возраст которых порой достигает 100 лет. Лично, мне, например, было всегда интересно, каково это владеть и гоняться на винтажной краснодеревой лодке. Про одну такую лодку, которая в будущем году справит столетний юбилей, собственно, и заметка.

 

 

За лето на побережье от Сан-Ремо до Марселя проходит более десятка традиционных классических регат. Завершают сезон каннская Trophee Panerai и Les Voiles de Saint Tropez под патронажем Rolex. Между этими гонками временной интервал составляет один день, в который большая часть яхт из Канн перемещается в Сан-Тропе, с одной регаты на другую. Вместо того, чтобы просто перейти из пункта А в пункт B,  в свое время была организована отдельная гонка. В ней разыгрывается собственный трофей. 

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.RuЭту гонку я прошла в составе экипажа яхты Pesa, гафельного тендера 1911 года постройки. Вообще Pesa — лодка довольно известная. Но в отличие от других себе подобных, она получила свою известность в наши дни и уже после того, как прошла через многочисленные процедуры реконструкций. И сейчас, глядя на эту лодку, трудно себе представить, что в будущем году ей исполнится ровно 100 лет. Наша команда состоит из увлеченных, но по большей части опытных любителей. Разве что хозяин лодки и ее капитан — Жан-Ив — скорее профессионал, нежели любитель.
Мы выходим к старту где-то за час, море уже кипит: вокруг нас десятки других лодок, команды готовятся к старту. Многие из этих яхт поначалу кажутся неповоротливыми ископаемыми монстрами, однако эти тяжеловесы как-то на удивление легко маневрируют между собой, практически не создавая опасных ситуаций. 
Но время не ждет, надо ставить паруса. На Pesa это целая история. Начнем с того, что на этой яхте нет лебедок. Система многочисленных блоков почти полностью решает вопрос о работе с парусами. Тем не менее в большинстве случаев для работы с парусами требуется изрядная физическая сила и, конечно, слаженная работа экипажа, потому, что некоторые маневры с парусами в одиночку сделать просто невозможно. 

------
Класс 10 метров — группа парусных яхт, не идентичных по внешнему виду, но построенных в соответствии с Международными правилами гонок, разработанными в 1906 и вступившими в силу в 1908 году. Яхты класса строятся в соответствии с определенной формулой, в которой учитываются ее основные размерения яхты.
Класс 10 метров появился в ряду других «метровых» классов в 1906 году, но был не столь популярен как, скажем, класс 12 метров, на котором проводились розыгрыши Кубка Америки c 1958 по 1987 год. Тем не менее лодки «10−метрового» класса охотно использовались в качестве семейных круизеров. Конечно это не океанские яхты, тем не менее многие энтузиасты ходили на таких лодках в довольно длительные плавания. 
-------

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.RuСамое трудоемкое — постановка грота, здесь без грубой мужской силы никак не обойтись. Мало того, что парус сам по себе большой и тяжелый, так еще и гафель весит немеряно. Постановка грота заняла у нас, наверно, минут двадцать. Этим занимались все, кроме меня, находившейся на руле. Против моих ожиданий, Pesa оказалось довольно послушной в управлении. Она тонко реагировала на малейшие движения румпеля, и управлять ею было очень приятно. (Пока мои коллеги по команде поднимали грот, мне пришлось испытать несколько неприятных минут — дело в том, что, пока парус не подняли, он частично лежал на палубе, закрывая собой все, что находилось по другому борту. В условиях, когда вокруг тебя в метрах шныряют десятки других лодок, вопрос о круговом наблюдении встает особенно остро. А тут ни под парус не заглянешь, ни с кормы, а все остальные заняты постановкой грота.)

Ну вот, грот поставили, после этого постановка топселя и стакселя показалось легкой и незамысловатой. Времени нам хватило точь-в-точь: как только мы поставили все паруса, начался предстартовый отсчет.
Старт мы проиграли. Стартовали на три секунды раньше, и нас, конечно же, тут же  завернули назад. Пришлось догонять ушедший вперед флот, но Pesa это под силу. Моя работа — тримминг стакселя. Без лебедок эта задача становится несколько более сложной, чем обычно. Стаксель-шкот задан на утку, и, чтобы его набить, сил одного человека, естественно, не хватает, приходится звать коллег по команде. Отсутствие лебедок вообще делает любую работу на этой лодке «более командной». А кругом море заполненное парусами, но смотреть по сторонам некогда. Мы вышли подальше от берега, где ветра явно было больше и встали на нужный курс. Pesa идет легко и воздушно, на бакштаге при ветре 13?15 узлов мы делаем верных 8−9 узлов, и это при том, что наша команда не напрягается из последних сил, и резервы явно еще есть.

Мы обгоняем многие яхты, но приходим на финиш только четвертыми в своем дивизионе. Гонку укоротили по ходу дистанции, потому что ветер ослаб. Обидно — если бы дистанция осталась прежней, мы бы точно обогнали еще пару соперников, которые шли под берегом, где ветер был еще меньше. Что ж в этот раз мы не оказались в числе призеров, что не совсем привычно для Pesa, которая  в регатах обычно не опускается ниже 3−го места.  
Сан-Тропе встретил нас каким-то небывалым энтузиазмом: на пирсе было просто не протолкнуться.

Пришвартовавшись к причалу мы еще долго возимся на борту — надо аккуратно переложить грот. Парус большой, гафель и гик длинные и тяжелые, и это работа по укладке грота особенна не легка после длинного дня, проведенного в море. Но вот работы закончены, теперь можно и поговорить. Жан-Ив рассказывает о своей лодке спокойно, кажется совсем без эмоций, но в процессе его рассказа понимаешь, что такую работу проделать под силу далеко не каждому, даже при наличии средств.   

Pesa появилась на свет в 1911 году, ее построил известный в те времена архитектор Макс Ортс (Max Oertz). Она была последней из 16 яхт класса 10 метров, построенных Ортсом. Новенькая Pesa сразу же влилась в немецкий гоночный флот и неплохо себя зарекомендовала, выступая в гонках в Киле и Глюксбурге против скандинавских и русских яхтсменов. Имя Pesa сложилось из первых букв имен ее хозяев — Petri и Sack. Впоследствии яхта много раз меняла хозяев и имя — Gurdun, Gisela, Odin. С двадцатых-тридцатых годов прошлого века популярным стало бермудское вооружение (или, как его еще называют, маркони), и в 1958 году яхта уже под новым названием Raja V превратилась в йол маркони.

Купив лодку в 1995 году Жан-Ив решил вернуть лодке первоначальное имя и вид. И если с именем все довольно просто, то возвращение прежнего облика лодки было куда сложнее, учитывая, что практически никакой документации не сохранилось. По счастью новому владельцу удалось найти чертежи и планы старшей сестры Pesa яхты Feinsliebcchen VII, построенной на той же верфи чуть раньше. С их помощью удалось воссоздать оригинальный облик лодки. 

«Мне пришлось проделать большую реставрационную работу», — рассказывает Жан-Ив, — «лодка долгое время простояла на берегу, и даже после подготовки при спуске на воду долго и сильно текла. Но главная проблема была не в этом. Лодка была переделана предыдущим хозяином в йол, на ней был установлен тяжеловесный двигатель, лебедки и штурвал, а также была сооружена массивная надстройка. Пришлось практически вынуть все из корпуса и заменить на новое в соответствии с оригинальными планами. Мы перенесли двигатель в середину корпуса, а также отреставрировали сам корпус».
Чтобы сохранить вес, вместо тика палуба была застелена орегонской сосной, надстройка была сильно уменьшена в размерах, ликвидированы лебедки и штурвал.  «Реставрация обошлась мне в 6 раз дороже, чем сама лодка и длилась более 2 лет», — продолжает Жан-Ив.

— Как сложно содержать такую лодку сейчас?
- Деревянный корпус Pesa требует особого внимания — обработка и покраска днища, покрытия лаком и покраска надводных частей, обслуживание двигателя и электросистем, замена оборудования, деталей, веревок и парусов. Ну и конечно никто не отменял затраты на страховку и стоянку в портах.

— А как ты участвуешь в регатах и как происходит поиск спонсоров и команды?
- Участие в регатах зависит от моего бюджета и времени. Каждый год я стараюсь поучаствовать в 5−8 регатах. Я нахожу спонсоров, используя в основном свои дружеские и деловые связи. Но это непросто: в классических регатах много ограничений для рекламы, ее нельзя размещать на парусах и корпусе лодки, и остается только одежда команды, да небольшие флаги. Кроме того, спонсоры не получают выгоду благодаря прямой экспозиции их рекламы или знаков, в основном это происходит через рассказы о следовании традициям, о красоте, роскоши и шарме подобных яхт. В команде, как правило мои друзья и знакомые, многие из них профессионалы из яхтенной индустрии — дизайнеры, строители, есть и профессиональные гонщики.

— А ты ходишь только на классических лодках?
- Я ходил и хожу на разных лодках, от лазера до больших многокорпусников. Прежде всего в силу специфики моей работы. Я консультирую процесс строительства или настройки гоночных лодок, а моя главная роль — оптимизация лодки и ее рейтинга. Например, я занимался подобными работами для греческой олимпийской команды в 2008 году в классе «Илинг» (и, кстати, эта команда выиграла бронзу на олимпиаде в Пекине). Пока Кубок Америки не «подвис» в судебных разбирательствах, я занимался организацией и исследованием для французской команды America's Cup. А до недавнего времени у меня был другой проект по строительству 52−футового рейсера с одной хорватской верфью.

      -Ты хотел купить именно такую старую лодку как Pesa, или приобретение было спонтанным?

— Я долгое время искал именно деревянную лодку, но либо лодки были слишком старые или слишком новые, либо их состояние было слишком убитым. Пока я не встретил Pesa, и пока я не понял, что это моя лодка.

— Можно ли рассматривать такую яхту как инвестицию, ну не в чистом виде, конечно?
- Если бы я продал лодку вскоре после того, как завершил реконструкцию, я получил бы прибыль. Но это не было моей целью. Безусловно, винтажная лодка может быть хорошей инвестицией по сравнению с новой (если не использовать ее слишком много, и если на дворе нет мирового финансового кризиса). Но владельцы классических яхт, в основном, страстно увлеченные люди, которые тратят своих сил и средств намного больше, чем смогут вернуть назад. 
После закрытия сезона, Pesa ушла зимовать на Майорку, будущим летом ее ждут новые испытания и, конечно же, новые победы.     

 Технические характеристики Pesa:
Длина — 19,7 м
Длина по ватерлинии — 15,5 m
Ширина — 2,94 м
Осадка — 1,86 м
Водоизмещение: 16 тонн (7 тонн балласта)
Площадь парусов — 170 м2

 

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

 

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

регата Сан-Тропе Voiles Saint Tropez ©Eugenia Bakunova MainSail.Ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


21 Марта 2010


Другие тексты на эту тему

03 Июня 2014

Протокол 35−го America's Cup подписан

Долгожданный протокол 35−го Кубка «Америки» определяет основные моменты будущего матча, который намечен на 2017 год. Место и время проведения матча за старейший спортивный трофей, пока остаются неизвестными.

01 Июня 2014

Валентин Манкин 1938−2014

Умер легендарный легендарный яхтсмен и не менее легендарный тренер Валентин Григорьевич Манкин.

29 Мая 2014

Итоги Tall Ship Race

Флотилия больших учебно-парусных судов «СКФ Черноморской регаты больших парусников» покинула Констанцу, заключительный порт регаты. Впервые под флагом России флот из 16 парусников дважды пересек Черное море.

01 Апреля 2014

«Газпром» нашла путь к победам

Рссийская компания «Газпром» стала спонсором Международной федерации парусного спорта (ISAF). Сумма спонсорского контракта оказалась довольно внушительной.

03 Марта 2014

И снова Алекс Томсон!

Известный британский яхтсмен-одиночка выступил с очередным рекламным перформенсом. На этот раз бронзовый призер последней Vendee Globe, прогулялся по мачте и гроту своей яхты Hugo Boss…

08 Января 2014

Extreme 40 едет в Питер

Компания OC Sport, являющаяся организатором регат в классе Extreme 40, объявила о графике соревнований серии Extreme Sailing. Среди мест проведения одного из этапов этой профессилональной парусной серии в 2014 году — город Санкт-Петербург. Гонки пройдут в акваториях Финского залива и реки Невы.

26 Декабря 2013

Wild Oats XI на подводном крыле

Каждый год 26 декабря по традиции стартует одна из самых сложных в мире офшорных гонок Сидней — Хобарт. Так происходит с 1945 года. Сегодня один из лидеров последних шести гонок — яхта Wild Oats XI — выйдет на старт укомплектованная подводным крылом и «cистемой динамической стабильности».

17 Декабря 2013

Два капитана America's Cup

Новозеландское радио пригласило в студию шкиперов последнего America's Cup – Джимми Спитилла (Oracle Team USA) и Дина Баркера (Team New Zealand). MainSail.Ru предлагает некоторые фрагменты обоих интервью.

17 Ноября 2013

The Wave, Muscat выиграла сезон-2013

Extreme Sailing Series завершила сезон этапом в Бразилии. Регату во Флорианополисе выиграла команда Alinghi, а весь сезон — команда The Wave, Muscat.

06 Ноября 2013

Рекорд Spindrift 2

Макси-тримаран Spindrift 2 поставил рекорд на пути великих открытий и улучшил предыдущий рекорд Groupama 3 более, чем на 20 часов.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+