MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Лодки
Marconi

Евгения Бакунова (специально для журнала Yachting)
Фото: radiomarconi.com

Белоснежный корабль чудес

25 апреля исполнилось 135 лет со дня рождения Гульельмо Маркони — человека, разработавшего основы современной связи и навигации, без которой невозможно представить современное мореплавание. Последние 17 лет своей жизни знаменитый итальянец провел на яхте Elettra, которая была ему и домом, и лабораторией. Именно на борту своей яхты Маркони проделал все самые выдающиеся опыты, которые так изменили мир. Однако судьба яхты оказалась более трагичной, нежели жизнь ее хозяина, не знавшего поражений.

L'Elettra, la candida nave che naviga nel miracolo e anima i silenzi eterei del mondo (Gabriele D'Annunzio)

«Электра, белоснежный корабль чудес, плывущий в эфирном безмолвии мира….» (Габриэле д'Анунцио)

«В глубоком заливе Санта-Маргариты на лазоревой воде качается элегантный белый силуэт яхты „Электра“. Я сижу на верхнем мостике этого корабля тайн, на котором производит все свои опыты  в области радио знаменитый итальянский ученый, маркиз Маркони, являющийся кроме того председателем итальянской Академии наук, сенатором, и, конечно, членом фашистской партии», — так французский журналист Стефан Лоран описывает свой визит к первооткрывателю беспроволочного телеграфа и коротковолнового радио. (Это интервью, опубликованное Лораном, оказалось последним для Маркони.) — «Мы разговаривали с Маркони просто, не вдаваясь в какие-то ученые детали», — продолжает Лоран. — «И мне кажется, тема, задетая мною была одной из его самых любимых».

— Скажите, маркиз, как вам пришла в голову идея о беспроволочный телеграфе?

-Электричество было всегда  моей страстью…Герц показал, что электрические волны могут передаваться на огромные расстояния. но я не мог добиться главного — разделить волны на длинные и короткие…" (цитируется по газете «Для вас», Рига, 1 авуста 1937 г).

Гульельмо Маркони было всего 22 года, когда в 1896 году он запантетовал свое первое изобретение — беспроводный телеграф. Маркони сразу предложил его для использования итальянскому правительству, но ответа не последовало. В Риме сомневались в возможности применения этого изобретения на практике. «Если Италия не хочет принять моего изобретения, тогда я поеду в Англию», — сказал себе молодой ученый и вместе с матерью отправился в Лондон. С этого момента жизнь молодого изобретателя наладилась. После ряда успешных демонстраций возможностей своего изобретения, он довольно быстро получил признание британского правительства, которое помогло ему с финансированием компании Wireless Telegraph & Signal Company, которую Маркони основал в 1897 году. В 1900−м году компания была переименована в Marconi's Wireless Telegraph Company.

В 1898 году Маркони впервые установил радиосвязь через Ла-Манш, а в 1901 году он провел первый сеанс трансатлантической беспроволочной связи между станцией в Корнуолле в Англии и Сент-Джонсом на Ньюфаундленде, сигнал преодолел 2100 морских миль. Маркони получил всемирную известность, о нем заговорили как о человеке, связавшем мир воедино.

С 1902 по 1912 год он запатентовал ряд других устройств, среди которых магнитный детектор и система направленной передачи сигналов, а в 1907 году создал первую коммерческую службу трансатлантической связи. В 1909 году «в знак признания заслуг в развитии беспроволочной телеграфии» Маркони (совместно с немецким физиком Фердинандом Брауном) был удостоен Нобелевской премии по физике. В том же году король Италии назначил Маркони членом Сената.

В 1912 году сеть радиостанций Маркони включала такие страны мира как Алжир, Австралия, Бельгия, Бразилия, Бирма, Китай, Франция, Французская Гвиана, Германия, Индия, Япония, Ямайка, Мексика, Занзибар, 4 станции находились в Тихом океане и 13 — в Италии.

Во время первой мировой войны Маркони входил в миссию итальянского правительства в США, а в 1919 году являлся официальным представителем Италии на Парижской мирной конференции. Маркони одновременно руководил программой телеграфизации итальянского флота и продолжал свои опыты по изучению электромагнитных волн.

В 1919 году Маркони купил яхту, и с этого момента в жизни ученого начался новый период. 67−метровая паровая яхта Elettra, которую Маркони переоборудовал в свою плавучую лабораторию и которая потом долгие годы притягивала внимание мировой общественности, была построена в 1904 году на верфи Ramage & Ferguson в Шотландии, и к моменту встречи со своим знаменитым владельцем уже «обросла» некоторой историей. Первоначально яхта называлась Rovenska, она была построена по заказу эрцгерцога австрийского Карла-Стефана для его супруги Марии-Терезы. Внешний облик и внутренние интерьеры яхты соответсвовали трацициям времени: Rovenska имела элегантный корпус, длинный нос с выдающимся вперед бушпритом и узкой округлой кормой. Палубы лодки были отделаны тиком, а внутренние помещения были исполнены в красном дереве.

В 1910 году яхта была продана сэру Максу Уочтеру (Sir Max Waechter) и встала под английский флаг. Во время Первой мировой войны яхта была реквизирована британским правительством и выполняла роль сторожевого корабля, патрулируя воды Ла-Манша, а затем использовалась как транспорт между британскими и французскими портами.

В 1919 году Гульельмо Маркони купил яхту на аукционе в Саутгемптоне за 21 тысячу фунтов. Так жизнь лодки и великого ученого пересеклись, и последующие 18 лет стали для обоих годами славы и успеха.

Яхта уже под новым именем Elettra была переправлена в Ля Специю, где подверглась существенной перестройке и модернизации, и превращена в лабораторию, которая была оборудована так, чтобы Маркони мог продолжать свои исследования. «Электра» имела все, что нужно не только для работы, но и для жизни вообще: ведь несмотря на свою занятость, Маркони вел довольно активную светскую жизнь, и его яхта любезно принимала гостей, среди которых, по большей части, были именитые персоны.

Уникальность «Электры» нельзя преувеличить. Именно на борту «Электры» Маркони провел все свои самые знаменитые эксперименты. В 1920 году во время плавания по Бискайскому заливу, гости «Электры» танцевали под музыку оркестра Savoy Orpheans, передаваемую из Лондона и наслаждались голосом легендарной сопрано Nellie Melba, выступавшей в Ковент-Гардене. В современном мире этим никого не удивишь, но в 1920 году это было настоящеее чудо.

В 1922 году Маркони впервые на «Электре» пересек Атлантику. Когда судно покинуло Азорские острова приборы  зафиксировали впереди сильный шторм, в соответствии с этим яхта скорректировала свой курс, обойдя опасный район. Так «Электра» начала пользоваться плодами полученных на ее борту открытий.

По заказу британского правительства, в 1924 году ученый приступил к экспериментам с короткими волнами (36−60 метров), затем создал системы радио-связи Англии с ее доминионами: Канадой, Австралией, Южной Африкой, Индией. Тогда же  Маркони впервые продемонстрировал возможности коротких волн и их использование для связи между судами в море или судов с береговыми станциями.

В 1929 Маркони получил титул маркиза, а еще через год он был избран президентом Королевской итальянской академии. 26 марта 1930 года Маркони с борта «Электры», стоявшей в Генуе, торжественно открыл Выставку по радио- и электросвязи в Синдее. С помощью радио-сигнала Маркони зажег 3000 ламп на выставке в городе, находящемся в другом полушарии.

Значимость «Электры» для Маркони была очевидна настолько, что впоследствии в честь яхты он также назвал и свою маленькую дочь, рожденную во втором браке. Со своей второй женой — Марией-Кристиной Бецци-Скали — Маркони познакомился, кстати, тоже на борту «Электры», во время одной из вечеринок.

Из воспоминаний Стефана Лорана: «В салоне очень много фотографий. На рояле стоит большой портрет д'Аннунцио, на котором я читаю надпись: „Белому кораблю Маркони, на котором царствуют чудеса и великое спокойствие“. Рядом с этим потретом фотография Муссолини, тоже с личным автографом: „Сенатору Маркони, магу пространства и победителю эфира“.  Почти везде фотографии: царствующих особ, членов королеских семей, великих политиков и ученых.

После чая любезный хозяин провел меня в отделение лаборатории, где среди таинственных аппаратов, отправителей и приемников, каких-то огромных ламп и и тысяч проволок, он широким жестом указывая на все это, сказал: „Вот здесь я работаю. Работаю без передышки. Вы не представляете себе, как велика моя корреспонденция. Ведь я председатель Академии наук, председатель национального совета ученых изысканий, сенатор, член высшего совета партии фашистов и только потом человек и ученый“.

Когда я спросил его на прощанье, какой момент он считает самым счастливым в своей жизни, он ответил просто, посмотрев на свою жену: „Тот, когда я ее встретил“. Когда я покидал корабль, мне казалось, что я покинул волшебное царство. Еще долго с моторной лодки я видел элегантный силуэт Маркони на мостике».

С момента изобретения радиотелеграфа прошло более 100 лет, однако споры о том, кому же на самом деле принадлежит первенство в изобретнии нового вида связи — Маркони или Попову — продолжаются. Попов опубликовал данные своих опытов в начале 1896 года, а через несколько месяцев Маркони получил патент на похожую аппаратуру, но обнародовал результаты своей работы гораздо позже. Однако Маркони поставил дело на широкую коммерческую ногу и привлек к этому делу большие деньги, пустил изобретение в продажу, в результате чего получил большую известность. Тем не менее это никак не умаляет заслуг российского ученого в изобретении радио.

В 1931 году Маркони приступил к изучению микроволнового диапазона, и в 1932 году продемонтрировал работу первого радиомаяка в порту города Сестри Леванте. А еще через три года Маркони продемонтрировал суть работы радара, прибора о котором он впервые упоминал на своей лекции в Американском институте радио-инженеров в Нью-Йорке еще в далеком 1922 году.

В последние годы жизни Маркони, его имя все более связывали с проведением мистических экспериментов. Поговаривали, что он всерьез занимается проблемой антигравитации, а также создает «таинственные лучи» или «лучи смерти». В июне 1936 году Маркони в присутствии Бенито Муссолини продемонстрировал некое новое устройство, эксперимент проходил на оживленном шоссе к северу от Милана. Как только Маркони включил свой прибор, все автомобили на автостраде остановились и не смогли тронуться с места еще 5 минут. Воспоминания об этом эксперименте сохранились в автобиографии жены Муссолини Ракели. Сам диктатор был весьма обрадован продемонстрированному ему «оружию», однако, говорят, что потом в в дело вмешался Папа римский Пий XI. Узнав о «парализующих» лучах, он, якобы, настоял на том, чтобы Муссолини заставил Маркони прекратить все дальнейшие исследования в этой области. Кое-кто считал, что Муссолини опасался, что изобретение попадет в руки врагов, и принял соответствующие меры. Так или иначе, но год спустя 20 июля 1937 года Маркони скоропостижно скончался при обстоятельствах, которые некоторые современники сочли невыясненными. Вместе с тем, мистический образ «короля эфира» был настолько силен, что многие отказывались верить в смерть ученого. Поговаривали, что Маркони инсценировал свою смерть, чтобы с группой других ученых уединиться в секретном городе где-то в Южной Америке и продолжить свои исследования в области солнечной, космической энергии и антигравитации. Рассказы о таинственном городе среди южноамериканских джунглей появлялись и спустя многие годы.

Смерть Маркони стала началом гибели и его любимой яхты. В 1937 году «Электра» была выкуплена итальянским правительством, часть уникального оборудования Маркони была приобретена Министерством почты и коммуникаций, часть осталась во владении компании Marconi. В 1939 году яхта была по морю доставлена в Ля-Специю, для реставрационных работ, однако началась война и «Электру» переправили  в Триест, где она находилась до 1943 года, пока немецкое правительство не потребовало использовать судно для военных нужд. «Электра» была вооружена двумя пушками и вновь, как в годы первой мировой, вышла в море сторожевым кораблем.   

28 декабря 1943 года Электра ушла в свое последнее плавание из Триеста к берегам Югославии. В ночь на 21 января 1944 года судно село на мель во время патрулирования в районе местечка Дикло. На утро яхта была обнаружена британскими самолетами и подвергнута бомбовой атаке. Разрушенное и брошенное судно было разграблено, и вскоре от былого величия «Электры» остался лишь покореженный корпус. Итальянцы долго вели переговоры о возвращении «Электры», которая оказалась в собственности Югославской республики. Только в 1959 году благодаря личному участию Тито, «Электру» (или то, что от нее осталось) сняли с мели и вернули в Италию на одну из верфей под Триестом.

Казалось, что все самое худшее позади, но, увы, легендарную яхту ждал несчастливый конец.

Поначалу Министерство почты и коммуникаций было намерено восстановить прежний облик яхты, как это было при Маркони. В 1962 году на свет появился проект о реконструкции корпуса и оснащении яхты дизельным двигателем мощностью 400 л.с. Следующие десять лет прошли в бюрократической волоките: итальянцы решали, как именно следует восстанонавоивать яхту и где взять на это деньги. Приближалось 100−летие Маркони и, наконец, в 1972 году правительство выделило средства на ремонт «Электры» в размере 2,4 млрд лир.

Однако поведенное в это время тщательное исследование показало, что корпус «Электры» разрушен и изъеден коррозией настолько, что восстановить яхту для целей судоходства пратически невозможно. Смета на полное восстановление яхты возросла до 7 млрд лир, проект вновь заморозили. И тогда руководители проекта, приняли решение прекратить попытки восстановить яхту и разрезать корпус на части. Что и было сделано в апреле 1977 года. После этого «Электра» по частям  была отправлена в разные города и музеи Италии. 

Кормовая часть и винт находятся в местечке Пиана-дель-Фучино (Piana del Fucino) неподалеку от Рима. Паровой генератор хранится в музее почты и телекоммуникаций в Риме. В Триесте в музее моря находится центральная часть корпуса, а на одной из площадей стоит носовая часть Электры. В Миланском музее науки и техники экспонируется большая часть оборудования Маркони. Небольшие кусочки корпуса Электры находятся в других музеях, частных коллекциях и клубах радиолюбителей. Так, по сути, бесславно завершилась жизнь «Электры». Единственное в своем роде и знаменитое судно, долго и праведно служившее на благо мореплавателей, не была сохранена для потомков.


01 Июня 2009


Другие тексты на эту тему

03 Июня 2014

Протокол 35−го America's Cup подписан

Долгожданный протокол 35−го Кубка «Америки» определяет основные моменты будущего матча, который намечен на 2017 год. Место и время проведения матча за старейший спортивный трофей, пока остаются неизвестными.

01 Июня 2014

Валентин Манкин 1938−2014

Умер легендарный легендарный яхтсмен и не менее легендарный тренер Валентин Григорьевич Манкин.

29 Мая 2014

Итоги Tall Ship Race

Флотилия больших учебно-парусных судов «СКФ Черноморской регаты больших парусников» покинула Констанцу, заключительный порт регаты. Впервые под флагом России флот из 16 парусников дважды пересек Черное море.

01 Апреля 2014

«Газпром» нашла путь к победам

Рссийская компания «Газпром» стала спонсором Международной федерации парусного спорта (ISAF). Сумма спонсорского контракта оказалась довольно внушительной.

03 Марта 2014

И снова Алекс Томсон!

Известный британский яхтсмен-одиночка выступил с очередным рекламным перформенсом. На этот раз бронзовый призер последней Vendee Globe, прогулялся по мачте и гроту своей яхты Hugo Boss…

08 Января 2014

Extreme 40 едет в Питер

Компания OC Sport, являющаяся организатором регат в классе Extreme 40, объявила о графике соревнований серии Extreme Sailing. Среди мест проведения одного из этапов этой профессилональной парусной серии в 2014 году — город Санкт-Петербург. Гонки пройдут в акваториях Финского залива и реки Невы.

26 Декабря 2013

Wild Oats XI на подводном крыле

Каждый год 26 декабря по традиции стартует одна из самых сложных в мире офшорных гонок Сидней — Хобарт. Так происходит с 1945 года. Сегодня один из лидеров последних шести гонок — яхта Wild Oats XI — выйдет на старт укомплектованная подводным крылом и «cистемой динамической стабильности».

17 Декабря 2013

Два капитана America's Cup

Новозеландское радио пригласило в студию шкиперов последнего America's Cup – Джимми Спитилла (Oracle Team USA) и Дина Баркера (Team New Zealand). MainSail.Ru предлагает некоторые фрагменты обоих интервью.

17 Ноября 2013

The Wave, Muscat выиграла сезон-2013

Extreme Sailing Series завершила сезон этапом в Бразилии. Регату во Флорианополисе выиграла команда Alinghi, а весь сезон — команда The Wave, Muscat.

06 Ноября 2013

Рекорд Spindrift 2

Макси-тримаран Spindrift 2 поставил рекорд на пути великих открытий и улучшил предыдущий рекорд Groupama 3 более, чем на 20 часов.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+