MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Лодки
Robert Scheidt in Moscow © Eugenia Bakunova MainSail.Ru

Евгения Бакунова
Фото: Автора

Лучший бразилец в истории

После лондонской Олимпиады Роберт Шайдт получил право называться лучшим атлетом в истории Бразилии. Пятикратный призер Олимпийских игр и 12−кратный чемпион мира приехал в Москву по приглашению Всероссийской федерации парусного спорта. О своих опыте и планах на будущее спортсмен, двадцать лет не сходящий с подиумов, поделился с представителями прессы.


 

Роберт Шайдт – яхтсмен известный и в определенном смысле исключительный. За  свою парусную карьеру он побывал на 5 олимпиадах, с каждой из которых он привез медаль – у него 2 золота, 2 серебра и бронза. Пять олимпиад и пять медалей –  такой результат продемонстрировали только два яхтсмена в мире – Торбен Граэль и  Бен Эйнсли. Но Роберт Шайдт собирается поучаствовать еще в одной олимпиаде, которая состоится в его стране – Бразилии – в 2016 году. Так что у него есть все шансы стать мировым рекордсменом.

Свои первые три олимпийские медали Роберт Шайдт завоевал в классе “Лазер” –  это было в 1996 году (золото), 2000 году – серебро и в 2004 году – вновь золото. Затем он пересел на “Звездный” и вместе с Бруну Прада они завоевали серебро на олимпийских играх 2008 года и бронзу в 2012 году. Гоняясь на двойке Star, Шайдт и Прада трижды становились чемпионами мира в этом классе.  

Роберт Шайдт дважды был удостоен звания “Яхтсмен года ISAF” в 2000 и 2004 годах

После лондонской олимпиады 2012 года класс “Звездный” был исключен из  олимпийской программы, и Роберт Шайдт вернулся на “Лазер” и в 2013 году выиграл Чемпионат Мира, в девятый раз в этом классе.

Во время пресс-завтрака, организованного ВФПС, журналисты смогли задать выдающемуся спортсмену множество вопросов. Ответы на них MainSail.Ru публикует ниже.

– Есть ли какая-то другая причина вашего визита в Москву, кроме участия в церемонии “Яхтсмен года”? Поступают ли к вам какие-либо предложения о  сотрудничестве с Российской федерацией паруса или, может, с профессиональными командами?

— Нет, пока ничего конкретного не предлагалось. Меня пригласила ВФПС, и я очень рад, что смог увидеть Москву, где я впервые.

– Многие яхтсмены, достигнув определенного успеха в олимпийских классах, переключаются на работу в профессиональных командах. Почему вы все еще остаетесь в олимпийских классах?

– Для меня олимпийские классы – это главная парусная дисциплина, и я хочу оставаться в ней насколько мне позволит моя физическая кондиция.     

– После того, как “Звездный” перестал быть олимпийским, вы вернулись на “Лазер”. Не было желания попробовать еще что-то новое?
– Если бы мне было бы чуть-чуть меньше лет, наверное я бы так и сделал. Но сейчас у  меня не так много возможностей, поэтому я вернулся туда, где чувствую себя уверенно. Следующая Олимпиада пройдет в моей стране, и я должен оправдать ожидания соотечественников. К тому же за время моего отсутствия в классе появились молодые и сильные гонщики, так что победить будет нелегко, а я хочу победить.  

– Какие особенности имеет акватория Рио?

– Рио – одно из самых сложных мест, где я когда-либо гонялся. Залив Гуанабара – огромные объемы воды во время прилива поступают сюда через очень узкое горло  и затем вытекают обратно во время отлива. Приливно-отливные течения здесь очень быстрые. Множество маленьких островов влияют на течения, изменяя их силу и направление. Ожидается, что для гонок выделят 5 зон – три внутри залива и две за его пределами. Трудность в том, чтобы оценить каждую из  возможных дистанций с учетом текущего момента. Август – это середина зимы, так что сильных ветров ожидать не стоит. Одновременно можно ожидать прихода фронтов с юго-запада с ветрами до 15−20 узлов и бризов с юга и юго-востока. Я, в свою очередь, надеюсь извлечь максимум пользы из своего опыта и знания локальных условий, ведь я гоняюсь в этой акватории с самых ранних лет.   

Роберт Шайдт любит теннис, музыку, чтение и, в качестве талисмана, возит с собой на соревнования черную шахматную фигурку коня. 

– Как вы думаете, как много зрителей придет смотреть  парусные соревнования?
– Медальные гонки будут проходить напротив пляжа “Фламинго”. Старт и финиш будут находиться достаточно близко от берега. И если в медальных гонках будут участвовать бразильцы, зрителей будет очень много. Организаторы также много внимания уделяют вопросам экологического состояния залива. Программа по  очищению акватории началась с опозданием, так что теперь стоит задача хотя бы  освободить поверхность воды от плавающего мусора, который может помешать яхтсменам во время гонок.

–  Вы участвовали в пяти олимпиадах. Какая из них была самой значимой или, может, самой сложной?   
– Олимпиада – всегда огромный спектр эмоций. Вы долго готовитесь, долго ждете. Каждая Олимпиада по-своему значима. Но все же мне особенно дороги золотая медаль, завоеванная на моей первой моей олимпиаде в 1996 году и золото, полученное в 2004 году (после провала на сиднейской олимпиаде в 2000, когда я  проиграл в последней гонке Бену Эйнсли и стал вторым). Позже я проанализировал ситуацию и понял, что был неготов к тому агрессивному матч-рейсу, который предложил мне в последней гонке Эйнсли. Через 4 года я приехал в Афины намного сильнее. Мне 41 год, 35 из них я хожу под парусом. И я продолжаю делать ошибки и продолжаю на них учиться.

– Как Вам удается поддерживать такую великолепную физическую форму? 
– Первое: я люблю то, что я делаю. Для меня это – не работа. Это мое увлечение, которое, ко всему прочему,  дает мне средства к существованию.
Я начал свой путь к большому спорту благодаря моему отцу, который занимался (не на очень высоком уровне) многими видами – плаванием, теннисом, парусом. Но он всегда говорил, что главное в спорте – дисциплина. Он зажег во мне мечту участвовать в Олимпийских играх. Однажды, это было примерно году в 1986, мы  ездили в Испанию, которая уже тогда готовилась к Олимпиаде в Барселоне-1992. Он  купил наклейку с символикой этой Олимпиады и украсил ею дверь в мою комнату. И  каждый день по много раз эта наклейка попадалась мне на глаза…  Родители поддерживали меня не только морально, но и материально. Например, они профинансировали мою поездку на мой первый юношеский чемпионат мира (парусная федерация Бразилии не была достаточно сильна).   
Вместе с тем, родители всегда настаивали, чтобы я учился. Тогда, если бы я не смог продемонстрировать весомых достижений в спорте, у меня была бы  альтернатива в жизни. Так что я кончил бизнес-школу по специальности “Маркетинг”. 

– Какую наклейку вы приклеили на двери комнаты своих детей?
– Дети пока очень малы, и мы не хотим форсировать события и принуждать их к спорту или парусу. Дело усугубляется тем, что у нас в семье два спортсмена с  высокими достижениями (жена Роберта – Гинтаре Волюнгевичуте – серебряная призер ОИ в классе Laser Radial), и мне бы не хотелось, чтобы этот фактор давил на  детей. Так что со временем разберемся.     

– Почему вы пересели с “Лазера” на “Звездный”– с одиночки на  двойку?
– К этому моменту я уже гонялся на “Лазере” около 15 лет и надо было что-то менять. Бразильская пресса критиковала меня за это – Торбен Граэль был чемпионом мира в этом классе, и мне говорили, что лучше бы я “застолбил” место в каком-то другом классе. 
Но я хотел гоняться на “Звезднике”  – на тот момент в Бразилии у этого класса был сильный флот, и я уже нашел отличного шкотового. В 2007 году мы  выиграли Чемпионат Мира в этом классе,а в 2008 году  серебряную олимпийскую медаль в Циндао. Очевидно, что решение было верным.

– Как Вы бы прокомментировали последние изменения в программе Олимпийских игр (появление Nacra 17, ликвидация “Звездника” и женского матч-рейса)?

– Я не против появления среди олимпийских классов быстрых яхт, но килевые лодки – это тоже часть нашего спорта. Вывод “Звездника” из олимпийской программы – плохое решение, потому что это очень техничный класс, красивая лодка, дающая большие возможности для “близких” гонок.  Красота гонки заключается не только в скоростях, но и в тактической борьбе. Просто как пример: на двух последних олимпиадах судьба золота в классе Star решалась на  последних метрах последней гонки. “Звездник” дает равные возможности  спортсменам различной физической конституции – гонщики весом 70 кг и 105 могут соперничать здесь на равных. Кроме того, “Звездник” – это великие имена. В этом классе гонялись Пол Каярд, Деннис Коннер, Валентин Манкин, Торбен Граэль и  др.

Другая ошибка ISAF, на мой взгляд, в том, что смена классов происходит слишком быстро. Ни национальные федерации, ни спортсмены не успевают адаптироваться. При такой частой смене классов теряется связь поколений, исчезает история нашего спорта. Матч-рейс просуществовал в олимпийской программе всего один цикл. А сил и времени на него было потрачено много. И если классы будут меняться с такой быстротой, в чем будет ценность победы? Кто через несколько лет вспомнит чемпионов в классе, который уже давно не существует?

Надеюсь, что новый президент ISAF обратит внимание на эти проблемы. Я думаю, что развитие парусного спорта должно идти в чем-то по пути тенниса – должны появляться соревнования с постоянным спонсором, где спортсмены могли бы  выигрывать призы и становиться более независимыми от финансовых возможностей своих национальных федераций.

– Ваши планы на будущее после окончания карьеры в олимпийских классах?
– Я уже участвовал  в серии TP52 или, например, Louis Vuitton Cup, пробовал гоняться в A-классе, так что, думаю, буду продолжать карьеру уже в  качестве профессионального гонщика. Не исключено, что попробую себя в роли тренера, как это сейчас делает мой соотечественник Торбен Граэль. Я уже немного пробовал учить детей, получается неплохо. Но пока подготовка к Олимпиаде 2016  отнимает все силы.

– Кто для Вас идеал в парусе?

– Один из них – Торбен Граэль. На мой взгляд, это один и самых универсальных яхтсменов современности. Он выиграл 5 олимпийских медалей, Volvo Ocean Race и гонялся в Кубке “Америки”. Другой авторитет – Расселл Куттс, олимпийский чемпион и пятикратный победитель America’s Cup.

– Какая из больших регат Вас привлекает больше всего?
– Если учесть, что последние годы, я все время отсутствовал дома, я буду согласовывать свои планы с семьей. Такие регаты, как Volvo Ocean Race, лишают вас не только общения с близкими людьми, но и отнимают много здоровья. Девять месяцев ваш организм живет в экстремальном режиме, почти не спит, вы его кормите отвратительной сублимированной едой – это серьезный удар по  жизненно-важным системам.  Я видел, каким Торбен вернулся из гонки – он постарел лет на десять. 
Если у меня встанет выбор между Volvo Ocean Race и America’s Cup, я, скорее всего, выберу последний. 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото слева направо: президент ВФПС Владимир Силкин, Роберт Шайдт, член президиума ВФПС Василий Сенаторов


25 Ноября 2014



Другие тексты на эту тему

01 Декабря 2014

Team Vestas Wind ждет эвакуации

Команда Team Vestas Wind покинула свою яхту, но пока не имеет очень ограниченные возможности связываться с комитетом гонки. Лодка сильно повреждена.

21 Ноября 2014

Кубок “Америки” ушел в офшор

Пока официальные лица Oracle USA Team готовят пресс-конференцию, на которой будет торжественно объявлено о месте проведения 35−го матча Кубка “Америки”, нашелся человек, который охотно поделился с общественностью конфиденциальной информацией.

10 Ноября 2014

Люк Пейрон выиграл с рекордом

Люк Пейрон впервые в своей карьере выграл гонку Route du Rhum, но сделал это с рекордным временем. Гонка завершена пока только для дивизиона Ultim.

05 Ноября 2014

Route du Rhum началась ударно

Трансатлантическая гонка Route du Rhum, стартовавшая из Сан-Мало в воскресенье 2 ноября, началась авариями и массовым сходом лодок с дистанции.

09 Октября 2014

Volvo Ocean Race на старте

В субботу 11 октября стартует Volvo Ocean Race. Формально гонка ужа стартовала с портовой гонки, которая состоялась 4 октября. Сегодня в первый большой океанский выйдет семь команд, которые (впервые для гонки Volvo) будут гоняться на монотипах.

17 Сентября 2014

AC45 поставят на крыло

Шкиперы всех команд будущего 35−го розыгрыша America’s Cup договорились о том, что предматчевый сезон Кубка “Америки” пройдет на модифицированных катамаранах AC45.

31 Июля 2014

Там делают Swan

Яхты верфи Nautor’s Swan заслужили любовь и признание нескольких поколений яхтсменов. Причем не только тех, кто владеет такой яхтой. Исключительность Swan подтверждается их надежностью, долголетием и немногочисленностью. О яхтах Swan с места их рождения и со слов их создателей.

21 Июля 2014

Team Australia покинула Кубок «Америки»

Team Australia заявила об отказе от участия в America’s Cup. Первый и пока единственный официальный челленджер не нашел причин для участия в очередном розыгрыше трофея.

12 Июля 2014

Клуб потенциальных челленджеров

Первый и пока единственный челленджер America's Cup Hamilton Island Yacht Club обратился к потенциальным участникам Кубка Америки с инициативой провести общее собрание ввиду приближающегося срока подачи официальных заявок на участие. Об этом и другом в интервью Йена Маррея порталу Sail-World.com

09 Июля 2014

Бермуды или Сан-Диего

Организаторы будущего 35−го America's Cup определили два места, одно из которых примет розыгрыш в 2017 году.


новости

Президент World Sailing посетит премию «Яхтсмен года 2016» / 22 Ноября 2016

Vendee Globe, день 13 – лидирует Алекс Томсон / 19 Ноября 2016

28 сентября открылось 26-я Monaco Yacht Show / 21 Сентября 2016

В Новороссийске стартовала регата больших парусников / 16 Сентября 2016

Попытка спасти яхту у берегов острова Уайт – видео / 05 Июля 2016

Что делает CEO Кубка “Америки” – интервью Расселла Куттса / 05 Июля 2016

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+