MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Безопасность
Прибор ночного видения на яхте

Юрий Кузнецов
Фото: MainSail.Ru

Прибор ночного видения на яхте

Вопрос о применимости прибора ночного видения на парусной яхте или моторной лодке до сих пор оставался открытым. Из общих соображений понятно, что найтвижн удачно дополнил бы набор шкиперских инструментов.

Представьте себе ночной переход вдоль турецкого берега, где нет никакой навигационной обстановки. Или какую-нибудь недостроенную и брошенную греческую марину — единственное в ряде случаев надежное укрытие от непогоды, но абсолютно темное — без единого огня. Тут бы как раз прибор ночного видения пригодился бы. Конечно, не как единственное средство навигации, но как существенная помощь — точно.

Подобной точки зрения придерживаются некоторые дилеры приборов найтвижн, которые регулярно размещают рекламу в журналах Yachting World и Yachting Monthly. Там время от времени публикуется реклама белорусских приборов, которые сделаны на высоком мировом уровне, но нигде не указано «Made in Belarus». Видимо образ белорусского государства негативно влияет на продажи. Так или иначе, но приборы ночного видения рекламируются в ведущих мировых яхтенных журналах.

Другая точка зрения — обратная. Прибор ночного видения в море бесполезен. Он бесполезен примерно также как прожектор, луч которого либо теряется в пространстве, либо освещает что-то непонятно что. Подобной точки зрения придерживается ряд капитанов «большого» флота, с которыми автору заметки удалось поговорить на эту тему, а также российские продавцы этих приборов. Впрочем, если капитаны в своих рассуждениях полагаются на свой морской опыт, то руководители торговых фирм просто ссылаются на то, что «яхтсмены приборы ночного видения не берут». Раз не берут — значит — прибор бесполезен.

Обе точки зрения имеют право на существование.

Наша задача была разобраться — на сколько же в реальных условиях ночного плавания на парусной яхте прибор ночного видения полезен или бесполезен. Или лучше сказать: когда именно и для чего он полезен, а когда совершенно бесполезен.

Движимые любопытством мы дополнили свой набор возимого с собой оборудования (GPS, морская радиостанция, маленькие воки-токи для переговоров друг с другом) небольшим монокулярным пассивным прибором ночного видения. Этот прибор, сделанный в Белоруссии, был куплен в московском магазине. Прибор оснащен инфракрасным фонарем для подсветки цели, что позволяет рассматривать предметы в самой кромешной темноте. Оптика монокуляра сделана с увеличением. Конечно, ей далеко до бинокля, но некоторое «приближение» предметов есть. В комплект также входил направленный микрофон и наушники — так что можно не только подглядывать, но и подслушивать.

Микрофон и наушники мы оставили дома, а найтвижн взяли с собой в путешествие. Нам предстояло пройти значительное расстояние, а значит, мы часто будем идти ночью или, по крайней мере, в темноте.

Мы протестировали прибор в двух режимах: в море и в марине.

В море

Ночной переход в море, вдали от берегов не требует, в принципе, постоянного разглядывания окружающих предметов — поскольку предметов вокруг яхты, в общем-то нет. А если есть (что-то плавает в волнах), то они появляются быстро и быстро иисчезают. Так что и не  успеешь навестись на них.

– Вперед смотреть, – весело и молодцевато … крикнул мичман Лопатин вслед за уходом старшего офицера…
   – Есть! Смо-о-о-трим! – тотчас же ответили протяжными голосами и в одно время оба часовые на баке и вновь продолжали свою тихую беседу, которой они коротали свое часовое дежурство на часах… (К.М.Станюкович «Вокруг света на „Коршуне“)

Идея выставить на ночь впередсмотрящего (как в известной книге про корвет „Коршун“), который бы непрерывно пялился бы в прибор ночного видения — нами не рассматривалась.

Тем не менее, прибор каждую ночь лежал на столике перед вахтенным и при случае мы старались оценить — может ли он как-то существенно помочь увидеть что-то, чего бы мы без него не увидели.

Первый вывод: найтвижн видит судно на горизонте до того, как оно показало свои ходовые огни. Прибор позволяет различить небольшое, но отчетливое свечение над горизонтом, которое глаз (мой, по крайней мере) не замечает. Это оказалось полезно учитывая, что глаз наблюдателя на нашей яхте находится весьма невысоко над водой, а греческие суда, постоянно пересекавшие наш курс тоже были небольшими, а двигались весьма проворно. Значит, эти суда возникали из темноты где-то довольно близко от нас, а учитывая их высокую скорость, нам была полезна каждая выигранная минута для оценки их курса и скорости. Тем более, что между греческими островами мы расходились одновременно с 3 — 5 судами.  Это не считая паромов, которые и так светятся как города.  Кроме этого, прибор позволял лучше различить очертания неосвещенных островов. Это не играло какой-то критичной роли — мы и так обходили острова с большим запасом, но помогало в ориентировании.

Полезным показалась возможность осмотра лодки и парусов с помощью инфракрасного фонаря. В найтвижн в этом случае все предметы видны как днем. И при этом он не слепит глаза всем, кто находится в кокпите и главное не мешает рулевому — как если бы мы использовали обычный фонарь. Может это и пустяк, но мне показалось полезным.

В марине и в бухте

Как я уже писал, греческие марины и бухты полны неожиданностей. Я бы советовал в темноте входить туда с повышенной осторожностью.

В бухте мы применяли прибор когда надо было рассмотреть темную сторону залива, а неподалеку находился какой-то яркий объект — например, скопление береговых ресторанов. В этом случае глаза об эти светящиеся рестораны засвечивались так, что разглядеть что-либо вокруг кроме них было довольно трудно.

С помощью прибора мы вовремя заметили следующие предметы, которые невооруженным глазом не было видно вообще — это торчащие из воды сваи, плавающие доски и веревки. Очень полезно было разглядеть торчащую из причальной стенки арматуру. Из предметов, которые мы бы заметили и так, но с прибором заметили раньше — темная яхта, которая без огней стояла на якоре посередине бухты. Ко всему прочему позади яхты на берегу были огни, на фоне которых яхта полностью терялась.

 

Чтобы проиллюстрировать работу прибора,  мы сделали несколько фотографий. Они довольно точно передают то, что видит глаз. Мы лишь немного обработали снимки фотошопом, но лишь настолько — чтобы изображение было похоже на виденное глазами. Судно, которое только что появилось над горизонтом и невооруженным глазом огни почти не различимы (т.е. не ясно — есть ли там огни или это померещилось) отчетливо видно прибором (на картинке слева). К сожалению, по понятным причинам сваи и мусор сфотографировать не успели.

Я не стал бы делать категоричные выводы о полезности или бесполезности прибора на основании этих экспериментов. Тем не менее, прибор существенно помог нам увернуться от плавающего мусора и избежать неприятной процедуры разматывания гнилых грязных веревок, намотавшихся на винт. Прибор ночного видения не передает цветов, но показывает очертания темных предметов и помогает ответить на вопрос — есть там огни или показалось. Кроме этого, я вспоминаю пару моментов путешествия по Хорватии, когда найтвижн помог бы нам  вовремя заметить длинный ряд старых свай торчащих поперек бухты и какие-то рыбацкие принадлежности. Все обошлось тогда, но прибор я решил купить именно после того хорватского плавания.

 

Другие статьи в разделе „Безопасность“ на MainSail.Ru


28 Июля 2007


Другие тексты на эту тему

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

24 Октября 2013

200 кораблекрушений в одном архиве

Аукцион Sotheby's выставил на продажу уникальную фото-коллекцию кораблекрушений. В коллекцию входят фотографии и негативы, снятые четырьмя поколениями семьи Гибсон, проживавших на островах Сцилли. Фото-архив создавался 130 лет с 1872 по 1997 годы.

22 Мая 2013

«…да, кстати, у нас там чел за борт упал…»

12 мая у берегов Нормандских островов разыгралась трагедия. Экипаж французской яхты Jouvente потерял одного из своих членов в бурном море. Яхтсмены не смогли спасти товарища своими силами и решили отправиться в порт, забыв предупредить спасательные службы о случившемся. О MOB яхтсмены сообщили, когда пришвартовались в ближайшей марине — через 3 часа 45 минут после того, как их коллега упал за борт.

19 Апреля 2013

Смертельная швартовка

На прошлой неделе в результате спасения германской яхты Meri Tuuli погибли два человека — яхтсмен и спасатель. Трагедия произошла в португальском порту Фигейра-да-Фож. Яхта не смогла преодолеть мелководье на входе в порт и была разбита прибойной волной.

17 Марта 2012

Ушел в море и не вернулся

Молодой яхтсмен-одиночка 20 февраля вышел в море на своей яхте в Мексике. Его яхта обнаружена выброшенной на берег. Сам яхтсмен исчез.

19 Февраля 2012

Да пусть он тонет!

Даже такое радикальное мнение звучит в норвежском сообществе по отношению к Ярли Андхею. Год назад этот яхтсмен уже предпринимал попытку покорить Южный полюс и подошел к берегам Андарктиды на яхте Bersek, которая в том походе утонула, погибло три человека. Теперь «проблемный» норвежец снова в море и снова направляется в сторону белого континента. Он намерен выяснить, что произошло с его яхтой в прошлом году. Разрешения на проход в эти широты у него нет, как и в прошлый раз.

04 Февраля 2012

Ошибка GPS

В очередной раз жизнь показала, что полагаться только на GPS-оборудование нельзя. На этот раз неточность GPS-навигатора чуть не стоила жизни трем новозеландцам.

06 Января 2012

Liquid Vortex помощи не просила

История со спасением учебной лодки в районе Дандженесс на юго-востоке британского побережья за три дня успела обрасти слухами и «потонуть» в комментариях. Нештатные ситуации случаются во во многих яхтенных школах, одкако далеко не все из них готовы открыто обсуждать слухи и информацию, бросающую тень на их репутацию. Уже через два дня после произошедшего Hot Liquid предоставила общественности исчерпывающую информацию о случившемся.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+