MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Интервью
Russell Coutts © MainSail.Ru

Евгения Бакунова
Фото: Евгения Бакунова (c) MainSail.Ru

Догнать Расселла Куттса

Идея взять интервью у Рассела Куттса (Russell Coutts) сидела в моей голове с прошлой весны, когда один из яхтенных журналов заказал мне биографию этого человека. С тех пор, я, можно сказать, гонялась за Куттсом по разным странам, но безуспешно: на нескольких регатах, где я надеялась его увидеть, он не появился. Оставалось лишь одно — поехать на чемпионат RC44, класса, который был придуман самим Куттсом. Что я и сделала. В результате мне удалось не только пообщаться со звездой сейлинга лично, но и пройти с ним одну гонку, в которой было все, включая MOB.

Фотографии можно посмотреть здесь 

К моему удивлению, когда я говорю об этой поездке и Расселле Куттсе, многие яхтсмены-любители спрашивают: «А кто это?» Странно, конечно, но что делать. (Вот, кто такой Бэгхем или Криштиану Роналду знает, наверное, каждый ребенок, а кто такой Куттс знает далеко не каждый второй яхтсмен.)  

Так вот, для тех кто не знает, Расселл Куттс (Russell Coutts) — трехкратный победитель кубка Америки. Первый раз он стал победителем America's Cup в составе новозеландской команды в 1995 году, той команды, которую собрал Питер Блэйк. Потом в 2000 году Куттс вместе со своей командой отстоял кубок. В 2003 году Куттс выступал шкипером в составе новой швейцарской команды Alinghi, которая в 2003 году впервые из европейских стран завоевала заветный трофей.         

Кроме того, Куттс — один из опытнейших матч-рейсеров мира, олимпийский чемпион в классе Finn, чемпион мира в классах 12 метров, Farr 40, Transpac 52.. И это далеко не полный список его достижений. Куттс — большой авторитет и мечта любой профессиональной команды 

Благодаря своему опыту и инженерному образованию Куттс создал очень интересный в техническом плане класс — Russell Coutts 44 (RC44), который считается весьма перспективным и быстро развивается. Первый чемпионат  в классе RC44 прошел в 2007 году, в нем участвовало 11 команд. В 2008 году их было уже 15. А на будущий год уже заявились 4 новые команды. Очевидно, что у класса хорошее будущее.

Я давно следила за тем, что происходит в RC44. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем прочитать миллион пресс-релизов. Поэтому я села в самолет и отправилась на остров Лансерот (Канарские острова). Здесь в конце декабря проходил заключительный этап чемпионата RC44 — Puerto Calero Gold Cup.

Лодка Russell Coutts 44 — плод совместной работы самого Куттса и словенского архитектора Андрея Джастина (Andrej Justin). Лодка заточена исключительно под прибрежные гонки. Она имеет узкий корпус и большой открытый кокпит. впереди под носовой палубой есть небольшое помещение для работы со спинакером. Практически все: корпус, мачта, палубное оборудование, паруса  — выполнено из углепластика. Фальш-киль тоже карбоновый, бульб свинцовый. «Стандартная» команда — 8 человек, в профессиональных матч-рейсах экипаж может быть меньше. Строительство лодок ведется на верфи Pauger Carbon под Будапештом и строго контролируется правилами класса.

Размер 44 фута взялся не «с потолка». Предполагалось, что соревнования будут проводиться в разных частях света, а значит нужен легкий способ транспортировки флота. Еще на стадии разработки концепции RC44 авторы проекта задумались, как перевозить лодку. В результате получилась уникальная в своем роде «лодка в коробке» или «лодка в контейнере». Лодка легко разбирается на составные части. Бушприт, кокпитный свес, киль, мачта, состоящая из двух частей, отсоединяются от корпуса лодки, и в таком виде она без проблем помещается в стандартный 40?футовый контейнер. А далее все просто — контейнер можно перевозить на трейлере, самолетом или морем. Контейнер, сохранив свои внешние размеры, был подвергнут модернизации. С его помошью лодку легко союбирать-разбирать: к основанию контейнера крепятся специальные опоры, на которых при помощи ленточного подвеса лодку можно поднять настолько высоко, чтобы смонтировать киль и руль. Далее при помощи крана монтируется мачта. Таким образом, сборка лодки занимает не более одного дня. Партнерство с компанией DHL еще более упростило процесс: компания взяла на себя не только перевозку лодок, но и все таможенные процедуры.

При всей своей инновационности, можно сказать, что RC44 вполне экономична: собственно лодка (без парусов) стоит около 400 тыс евро. Примерно столько же составит среднегодовой бюджет команды, если в ней нет звезд первой величины. Тут о затратах можно только догадываться. Для сравнения отмечу, что, например, бюджет Transpac 52  в разы больше: только лодка обойдется миллиона в два, еще столько содержание команды и текущие расходы. Транспаковцы, правда, скажут: «Фу, разве можно нас сравнивать!» По ходовым характеристикам можно, да и по условиям эксплуатации RC44 близка к Транспакам.

Да и по «звездности» участников: на RC44 гоняется глава Oracle Ларри Элиссон (в этом году его команда BMW Oracle прекратила выступать в классе Transpac 52) и владелец португальской финансовой группы Espirito Santo Патрик Де-Баррос (Patrick de Barros). Среди профессионалов тоже немало известных личностей: Дин Баркер, Джеймс Спитил, Себастиен Коль, Винченцо Онорато, да и сам Куттс.

Вместе с новым классом появился одноименный чемпионат, состоящий из 6?ти регат, которые проводятся, в том числе на Канарских островах, в Средиземноморье, в Персидском заливе, и на европейских озерах Гарда и Траунзее.

В середине декабря на Лансероте было совсем не жарко. Над островом уверенно висели сизые тучи, которые то и дело проливались дождем, то мелким, то настоящим ливнем. Но в гонках главное — ветер, а он был всегда. 17?23 узла, иногда c порывами до 30?ти — идеальные условия для RC44.

Gold Cup Puerto Calero — последний этап в чемпионате 2008 года. Как и другие, этот этап включал матч-рейсы и групповые гонки. Серая погода не испортила впечатления от гонок. Несколько раз сквозь тучи пробивалось солнце, высвечивая яркие, бликующие паруса в преддождевом мареве. Лунный пейзаж Лансерота оказался неожиданно гармоничным фоном для хайтечных лодок, и от этого зрелище становилось совсем неправдоподобным. Только ради того, чтобы это увидеть, стоило лететь сюда эти тысячи километров. 

В чемпионате RC44 проводятся матч-рейсы, флит-рейсы и DHL Trophy — более длинные офшорные гонки (их результаты тоже учитываются в общем зачете). Результаты суммируются и таким образом определяется победитель этапа. Результаты всех этапов складываются и так определяется победитель чемпионата. Отдельно вручается DHL Trophy, который дается за лучший результат именно в этих гонках.  

Два раунд-робина (так  в матч-рейсах называется круговой этап, когда все команды попарно встречаются друг с другом, каждый с каждым) прошли в хорошем ритме. Это были классические матч-рейсы: предстартовый «танец», лавировка на ветер и быстрый «спуск» по ветру, и еще один раз вверх по дистанции и вниз.  Дистанция короткая, ветра много, скорости на попутняке за 20 узлов!

Перед одной из гонок разговариваю с Куттсом:

— Второй сезон RC44 на исходе, вы довольны результатом?

— В целом я доволен. Когда мы думали над концепцией класса, мы хотели сделать быструю и легкую лодку, настоящий гоночный снаряд, но при этом сравнительно легкую в управлении. Мы хотели сделать лодку, которая будет показывать очень высокие скорости на попутных ветрах и обладать достаточной силой для встречных курсов. Жаль что в последний момент три команды решили не приезжать на Gold Cup Puerto Calero, видимо из-за Рождества. Здесь на Лансероте  фантастические условия для гонок. Обычно все регаты проходят при ветрах до 16 узлов, а здесь каждый день 20 и больше. Что касается развития класса, я нахожу, что оно идет и идет неплохо.

— Я видела 20 узлов на попутных курсах. Или RC44 способны на большее?

— Радость от сейлинга на этих лодках огромная, скорости хорошие. Но здесь мы столкнулись с рядом поломок (на двух лодках были проблемы с вертлюгом гика). Так что сейчас важнее сделать так, чтобы лодка была как можно более надежной. 

А вы будете показывать эту лодку в России?

В прошлом году я собирался приехать в Россию, но у меня были проблемы с оформлением российской визы. Я не думал, что на это потребуется столько времени. Но я уверен, что в ближайшее время приеду в Россию.

Гонки на монотипах всегда более зрелищны и привлекательны, чем «гандикапные» регаты — победил тот, кто пришел первым, и никаких пересчетов. Стандартизация лодки, естественно, ограничивает владельца в конструкционном творчестве, но у каждого класса свои цели и задачи. «Соревнования на монотипах становятся приметой времени. Людям некогда заниматься „доводкой“ своих лодок», — говорит Куттс. «Люди работают, и все, что они хотят делать — гоняться и получать удовольствие от гонок».

 

Команду Team Ceeref в матчевых гонках на Лансероте не смог победить никто. Это, впрочем, неудивительно: шкипер этой команды Джеймс Спитил является одним из самых опытных матч-рейсеров в мире (в кубках Америки Спитил выступает с 1999 года). Спитил не проиграл ни одной гонки и обошел и Дина Баркера на Artemis, и самого Куттса на BMW Oracle.

Дистанция флит-рейсов чуть больше, чем в матч-рейсах, но основные принципы те же: два этапа на ветер, два по ветру. По традиции RC44, в групповых гонках рулевыми выступают хозяева лодок, а профессиональные шкиперы лишь наблюдают и дают советы рулевым.

Длинную «офшорку» иду с Куттсом на лодке будущего победителя чемпионата Banco Espirito Santo (во флит-рейсах Куттс выступал за эту команду). За рулем — Де-Баррос, важный и веселый. До старта есть немного времени и наша лодка (это ж надо придумать такое название банку — «Банк Святой дух»!) кружится неподалеку от стартовой линии вместе с соперниками. Кто-то пользуется случаем, чтобы слегка перекусить. Но вот предстартовый сигнал дан, и все лодки сгрудились в кучу в борьбе за лучшее место на стартовой линии.      

Старт мы проиграли, уйдя на дистанцию третьими. Впереди шли ловко оттеснившие нас Artemis и Team Ceeref.

Куттс был в азарте и довольно жестко командовал стоявшим на руле Де-Барросом. Еще до первого знака мы на приличной скорости обошли Team Ceeref. Лодка шла против ветра легко: при встречном ветре 12 — 13 узлов мы с легкостью делали 9 — 10, несмотря на значительный крен. Еще чуть чуть и мы настигнем Artemis. Куттс отдавал короткие команды, команда работала слаженно, без лишних слов.

Мы подошли ко второму знаку на полкорпуса позади Artemis, оставался поворот и последний отрезок вниз по ветру. Но Де-Баррос зазевался на повороте, скрутив его несколько позже, из-за чего мы потеряли драгоценные секунды, а Artemis ушла вперед. Маневр вызвал у Куттса раздражение и разочарование, о чем он недвусмысленно высказался. Но не все еще потеряно, мы обошли знак и теперь неслись с попутным ветром и делаем 19 узлов при ветре в 20. И это было потрясающе!  

Но тут случилось непредвиденное: за борт выпал один из членов команды. Он, как и все, сидел на борту, откренивая лодку, и так быстро булькнул в воду, что мы не сразу поняли, что произошло. В секундном замешательстве команда молча смотрела на то, как человек за бортом удаляется от нас.

«Fuck», — довольно эмоционально произнес Куттс, прервав ступор экипажа. И через мгновение добавил: «Tack».

Команда немедленно скрутила поворот, и уже через секунд 15 мы подошли к упавшему. Еще секунд 15 ушло, на то чтобы достать из воды мокрого члена экипажа по скользкому полированному борту лодки.

Итого, не более 1 минуты на все, и мы вновь вернулись на прежний курс и быстро набрали скорость. Упавший за борт вернулся к своим обязанностям. Было видно, что он замерз, но экипаж никакой жалости по этому поводу не высказал. Обидно, но все-таки одного соперника мы пропустили вперед и финишировали третьими. Впрочем, это неплохой результат в сложившихся обстоятельствах.

Надо сказать, что в заключительный день регаты команда Banco Espirito Santo взяла реванш и по итогам сезона выиграла первое место. А кубок Puerto Calero достался Team Ceeref. 

Следующий сезон стартует в марте, первый кубок RC44 будет разыгран там же на Лансероте, потом будут гонки на Сицилии, Сардинии, во Франции и на озерах. А закончится сезон в Дубае.    

Лодка

Длина общая — 43,8 фута (13,35 м)

Осадка — 2,90 м

Водоизмещение — 3560 кг

Киль — 2200 кг

Двигатель -  Volvo 20 л с

Мачта — 17,5 м

Грот — 70 кв м

Генуя — 39 кв м

Генуя — 60 кв м

Геннакер — 170 кв м

Геннакер — 150 кв м 

Вес команды ограничен 680 кг


04 Марта 2009




новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Открытие сезона в Москве

21 Мая 2017

Открытие сезона в Москве

В Москве в Royal Yacht Club состоялись торжественное открытие парусного сезона и прошел третий этап высшего дивизиона Национальной парусной лиги. Соревнования выиграла команда Navigator Sailing Team.

Новые классы Volvo Ocean Race

18 Мая 2017

Новые классы Volvo Ocean Race

Volvo Ocean Race объявила о том, какие изменения произойдут в гонке в ближайшем будущем. Командная кругосветка будет использовать сразу два класса.

Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+