Лодки

Перекрестное скрещивание

За последние несколько лет конструкции и дизайн «cтандартных» круизных яхт претерпели заметные изменения. Можно сказать, что «гонки улучшают породу». Что следует ожидать от яхтенных селекционеров в ближайшие 10 лет? MainSail.Ru попытался представить как будут выглядеть корпуса яхт, какие материалы будут использоваться, и как в будущем будет находиться компромисс между скоростью и комфортом?
Корпус

Производители круизных яхт постепенно переходят на использование новых материалов для производства корпусов. Так Hanse, например, для линейки больших лодок стала использовать эпоксидные смолы (вместо более дешевого полимера — полиэстера), а для небольших яхт предлагать такой вариант корпусов в качестве одной из опций. Корпуса, выполненные на основе эпоксидных смол оказываются не только более стойкими по отношению к разрушительным процессам осмоса, но оказываются более легкими при той же прочности.

Последуют ли другие производители яхт примеру Hanse, покажет время.

Корпуса яхт Hanse 370 и Hanse 400 производятся на основе эпоксидных смол. Корпуса этих лодок имеют большую длину по ватерлинии, вертикальный форштевнь и автоматический стаксель.

Если теперь стало возможно иметь более легкие и прочные корпуса, как может измениться их форма, внутренняя и внешняя? С или без эпоксидных конструкций, но форма корпусов круизеров уже претерпела заметные изменения. Можно сказать, что «гонки улучшают породу» — за последние несколько лет это стало справедливо и для «обычных» круизных яхт. Отношение длины лодки к ширине по ватерлинии стало стремительно сокращаться. Как известно, скорость лодки (в водоизмещающем режиме) зависит от длины ее корпуса по ватерлинии, поэтому  «элегантные» нос и корма уже не так популярны, как ранее. Форштевени новых яхт стали практически вертикальными, а длина корпуса по ватерлинии почти сравнялась с общей длиной. Это позволяет добиваться большей эффективности «работы» лодки даже при слабых ветрах.

Яхты нового поколения стали более быстрыми. Одновременно новые пропорции дают яхтам еще одно преимущество — внутри корпуса появляется дополнительное пространство, а значит больше комфорта. Думаю, что мода на прямые форштевни у круизеров только набирает силу.

Sadler 290 имеет прекрасные ходовые качества благодаря двойному свинцовому килю.

Теперь о том, что снизу. «Большие» гоночные яхты, как правило, несут почти весь балласт в свинцовом бульбе на конце длинного и сравнительно тонкого фальшкиля. Многие из этих лодок имеют отклоняющийся киль, который делает яхты более остойчивыми и позволяет им идти гораздо круче к ветру. Вряд ли такие экстремальные инженерные решения будут применяться при строительстве круизных лодок, но кое-каких изменений в этом направлении, по-видимому, нужно ожидать.

В настоящее время почти все круизные лодки имеют чугунный фальш-киль по той простой причине, что это намного дешевле свинца. Дешевле, но и хуже. Не только потому, что чугун имеет склонность к коррозии, но и потому что имеет меньшую плотность, а значит при одинаковом весе первый значительно больше второго, что ухудшает скоростные характеристики лодки. (Яхта Эрика Табарли Pen Duick VI, например, имела киль из отработанного урана, плотность которого в 3,5 раза выше плотности чугуна.)

И если раньше только гоночные лодки отличались наличием свинцового или комбинированного киля, то теперь производители круизеров предлагают яхты с такими килями. Так, яхты датской компании X-Yachts имеют комбинированный киль — свинцовый бульб и железная верхняя часть. Вся конструкция «зашита» в GRP-оболочку. Такую же конструкцию имеют и некоторые из новых Elanов, за исключением того, что их кили построены без применения дорогостоящей пластиковой обшивки.

Другой пример — новый Sadler 290 Стефена Джонса.  Два коротких синцовых киля, таким образом осадка лодки составляет 1,3 метра, при этом центр тяжести находится существенно ниже, чем если бы кили были бы железными.  Отсюда прекрасные ходовые качества и возможность преодолевать мелководье.

GRP — (Glassfibre Reinforced Plastic)

Внешний вид

Очевидно, что за последние годы яхты стали шире, их самая широкая часть сместилась к корме. Понятно, что это повлияло на внутреннее устройство яхт, они стали комфортнее и вместительнее. Такие лодки лучше управляются в неспокойном море. Несмотря на стремление некоторых производителей повернуть тренд в обратном направлении, скорее всего, основная ставка будет все же сделана на ширину и надежность.

Один из представителей нового поколения круизеров — Elan 340. В своем классе признана лучшей яхтой в Европе 2007 года. Пример этой яхты показывает, что лодка с прямым форштевнем, «длинной» ватерлинией может выглядеть элегантно. Комбинированный из чугуна и свинца киль позволяет лодке иметь низкий центр тяжести.

Наиболее заметные изменения ожидают круизный флот в части внешнего вида. Увеличилось и, видимо, будет продолжать увеличиваться число неоткрываемых иллюминаторов и световых люков в корпусе. Уже сейчас на новых яхтах появились панорамные окна в салоне, а также боковые иллюминаторы в носовых и кормовых каютах. Окна будут постепенно увеличиваться в размерах. Пока это лишь чисто эстетические усовершенствования. Конечно, приятно сидеть в салоне и иметь почти полный круговой обзор, однако стоит только добавить возможность управлять яхтой из салона, и это будет уже совсем другой этап эволюции.

В ожидании пресловутого «глобального потепления» некоторые верфи задумываются над тем, чтобы сделать тенты стационарными. В этом случае они должны быть надежны и элегантны. Кроме того, тенты могут стать базой для крепления солнечных батарей, а в некоторых случаях и нести на себе погон гика-шкота, как это уже сделано на американских яхтах Legend.

Паруса

Как и раньше, закрутка генуи или стакселя, скорее всего, будет популярна. Однако уже сейчас многие производители идут по пути упрощения работы с парусами, предлагая, например, автоматический стаксель уже в базовых комплектациях (как у яхт Hanse). Конечно, это делает яхту дороже, особенно, если покупатель намерен иметь в наборе и самую большую геную. Но вряд ли можно переоценить удобство автоматического стакселя, особенно, когда ты на яхте один. Кроме того, маленький стаксель и механизм автомата позволяет яхте идти гораздо круче к ветру, и использование такого паруса будет куда эффективнее, чем скрученная до минимума большая генуя.

Такелаж

В настоящее время круизные яхты несут алюминиевую мачту, для штагов и вант используются стальные тросы. Спортивные гоночные суда используют карбоновые мачты и такелаж из полимерных материалов, таких как PBO. Это приводит к заметному снижению веса именно в той части лодки, где это особенно важно. Снижение веса сверху, в свою очередь, позволяет снизить балласт при прочих равных.

Пока карбон и другие современные материалы типа PBO очень дороги. Но вещи меняются, и, вероятно, уже в ближайшем будущем покупатели круизных яхт смогут хотя бы в качестве опции заказывать технологически-передовой такелаж. И, скорее всего, такие покупатели найдутся.

Оборудование

Электронная начинка круизеров становится тоже все более разнообразной. Это касается не только развлекательной части (LCD-панели, игровые приставки, CD-DVD-плееры), но и, конечно, навигационного оборудования.  Появилась приятная, на мой взгляд, традиция дублировать навигационные приборы в кокпите в непосредственной близости к штурвалу.  Так, на яхтах Elan даже небольших размеров картплоттер выведен непосредственно к рулю. То же самое сделано и на новых яхтах Beneteau.  Все чаще яхты комплектуются локаторами.

Ну и наконец, о дереве

Несмотря на моду и популярность экологичности, тиковая отделка вряд ли скоро перестанет быть доминирующей, несмотря на пропаганду новых синтетических покрытий. В интерьере все чаще используются вишня и дуб, а также новые синтетические ламинаты.