Безопасность

Осторожные живут дольше

Беглый обзор яхтенной прессы за последние месяцы показывает, что фатальные ошибки довольно типичны. Оригинальные случаи гибели яхт редки.

Вопрос безопасности при выходе в море волнует всех. Но не обязательно в должной мере. В самом деле: погода хорошая, яхта новая — ну как она утонет? Да и мы вроде люди нормальные — сидим, держимся. До сих пор существуют яхтсмены, которые считают спасательный жилет признаком трусости, а страховочный конец — проявлением паранойи. Мировая яхтенная пресса уже без иронии именует такое поведение «мачизмом» — масштабы «бедствия» таковы, что этот термин прочно обосновался не только в журналистике, но и в серьезной литературе и даже в лоциях.

Все яхтенные школы, к какой бы системе они не относились, при подготовке яхтсменов максимум внимания уделяют не работе с парусами, к примеру, а именно безопасности. Однако, несмотря на эти и другие меры, несмотря на обилие публикаций, учебных фильмов и литературы, яхтсмены продолжают делать одни и те же ошибки, многие из которых стоят им жизни. Не стал исключением и 2006 год — неадекватная оценка обстановки и беспечное отношение к вопросам безопасности привели к гибели немалого количества людей, в том числе и тех, кто рассчитывал просто побыть пассажиром на борту.

Обзор яхтенной прессы вновь показывает, что фатальные ошибки довольно типичны. Оригинальные случаи гибели яхт редки. Совсем уж экзотические происшествия типа внезапной потери фальш-киля, как это произошло с яхтой Excalibur недалеко от Австралии, что привело к мгновенному переворачиванию лодки и гибели четырех членов экипажа из шести (и все опытные океанские гонщики) — случаются крайне редко. В большинстве случаев, как и всегда, люди гибнут по глупости: из-занеиспользования спасательного жилета, страховочного конца (harness, сбруи) и по другим элементарным причинам, вроде взрыва газового баллона на камбузе.

3 марта 2006 года в штормовых условиях западнее Австралии из воды был поднят в бессознательном состоянии яхтсмен, предположительно упавший за борт с поврежденной 11 метровой яхты Wind Rider или, возможно, Wave Rider. Несколько часов спустя он скончался в госпитале в Albany (Олбани). Полицейские отметили, что мужчина упал в воду в 40 милях от берега и не имел спасательного жилета. Сигнал с аварийного буя (EPIRB) был получен Австралийским Спасательно-Координационнымцентром (AusSAR) в 8 утра. К спасательной операции был подключен сухогруз, находившийся в районе бедствия.

Спасатели полагают, что погибший яхтсмен либо пытался самостоятельно доплыть до приблизившегося сухогруза, либо был случайно смыт волной. К моменту прибытия вертолета яхтсмен уже находился без сознания. Спасателям пришлось приложить огромные усилия, чтобы поднять тело на борт вертолета. Покинутая яхта осталась дрейфовать в районе бедствия.

Летом 2006 суд завершил расследование и признал трех сотрудников компании Sunsail виновными в халатности, повлекшей гибель человека. Дело длилось с июля 2003 года, когда в спортивном лагере Club Vounaki (Греция) утонула 11−летнияя британская школьница Laura Morgan (Лора Морган). Трагедия произошла в результате переворачивания небольшого катамарана Hobie Cat. Лора оказалась в воде, между корпусами катамарана и под растянутой между корпусами сеткой. Из-за этой сетки девочка не смогла выбраться из под воды. Трое из пяти сотрудников клуба, представших перед судом города Лефкас, признаны виновными. На основании результатов расследования происшествия, RYA обязала инструкторов парусных школ иметь специальные ножи для аварийного обрезания такелажа или, как в данном случае, сети, которая является «палубой» легкого катамарана.

В апреле 2006 шкипер David Clear (Дэвид Клир), нанятый для перегона яхты из Solent (Солента) в Plymouth (Плимут), во время ночного перехода при ветре 7−8 баллов упал за борт и погиб. Хозяин яхты Reg Pailey (Риг Пейли) подал сигнал Мэйдей, принятый береговой охраной. В поисково-спасательной операции приняли участие два спасательных катера и вертолет. Тело яхтсмена было обнаружено спустя три часа в 10 милях к юго-востоку от мыса St.Alban’s Head (Сент Олбанс Хед). Дэвид Клир имел спасательный жилет, но находился в воде слишком долго и не имел шансов на спасение. Как отметили спасатели, на море имел место настоящий шторм. Страховочный конец не использовался.

Закончено расследование гибели в июле 2005 года шестидесятичетырехлетнего William Tinsley (Уильяма Тинсли) и его восьмилетнего внука Бена, совершавших прогулку на яхте типа BEZ2 (небольшая польская пластиковая яхта, похожая на класс «Микро»). На яхте было четыре человека: владелец Уильям Тинсли, его сын Йен, и двое внуков. Недалеко от острова Puffin Паффин (Великобритания) яхта перевернулась в условиях волны около 1,5 метров, ветре 5 баллов и температуре воды 16 градусов Цельсия. Попытки Йена вернуть лодку в нормальное состояние успехом не увенчались — набравший воды BЕZ2 вновь переворачивался. Находившиеся в воде более часа члены экипажа были подобраны проходившими мимо рыбаками. За это время владелец лодки утонул, его внук погиб из-за переохлаждения. Расследование показало, что владелец лодки не имел никакого парусного опыта до покупки лодки на Birmingham Boat Show. Его спасательный жилет не был правильно отрегулирован. Кроме того, одежда яхтсменов не соответствовала погоде. Одновременно с этим комиссия рекомендовала пересмотреть уровень мореходности яхт этого типа.

19 января 2006 года 33−футовый катамаран Eclipse перевернулся в условиях высокой волны у тихоокеанского побережья Мексики. Два члена экипажа Richard Woods (Ричард Вудс) и Jetty Mantzke (Джетти Мантцке) оказались в воде и были спасены экипажем вертолета ВМС США. Спасательная операция проводилась при ветре 10 баллов (по крайней мере так сообщается). Своим спасением яхтсмены обязаны, в том числе, устройству McMurdo GPS PLB (Fastfind Personal Locator Beacon 407 MHz). Персональный буй работает в стандарте COSPAS-SARSAT, то есть его можно использовать в любой точке планеты с точностью определения координат точки в 3 мили. Буй размером как две сигаретные пачки размещается в комбинезоне или спасательном жилете. В нашей стране он пока официально не продается.

Завершая этот короткий обзор событий яхтенного мира, следует упомянуть несколько типичных случаев, таких как: разнообразные попытки встать на якорь на судовом ходу (отделались испугом), использование GPS в качестве единственного средства навигации (в результате столкновение в подводной скалой), управление моторными яхтами в пьяном виде (несколько погибших), столкновения при входе/выходе из марин и т.п. Думаю, никто не будет спорить с утверждением, что море может быть очень страшным в штормовых условиях, условиях ограниченной видимости и т.д., но отсутствие элементарного здравого смысла способно создать проблему и на пустом месте. Например, один профессиональный (!) экипаж, перегонявший владельцу 40−футовый Fairline Phantom, умудрился воспользоваться демо-версией электронной карты C-Map для навигации. В результате лодка на большой скорости влетела в буй и быстро затонула. Экипаж остался жив и по решению суда приговорен к выплате компенсации размером в 220 тысяч фунтов стерлингов. За перегон яхты «шкиперы» намеревались получить 100 фунтов на двоих.

Отдельно стоят инциденты с водными видами спорта типа водных лыж. Водитель моторного катера, буксирующего лыжницу, развернулся в непосредственной близости от берега и всадил лыжницу прямо в скалы.

Анализ случаев успешного спасения яхтсменов наводит на неновую, в общем-то, мысль, что в первую очередь выживают яхтсмены-параноики, которые буквально «повернуты» на обеспечении собственной безопасности. В экипировку благополучно выжившего яхтсмена обычно входит одежда — как правило более высокого штормового класса, чем фактическая погода (лучше всего гидротермокостюм (на 2 — 3 (до 6) часа выживания в воде 5 градусов Цельсия), спасательный жилет соответствующего класса и рассчитанный на совместное использование с имеющемся штормовым комбинезоном и другой одеждой. Кроме того, в обязательную экипировку входит нож, которым отрезаются при необходимости страховочные концы (отстегнуть карабин при сильном натяжении конца обычно очень трудно). Само собой, быть пристегнутым к лодке — обязательное правило. У пристегнутого человека при падении за борт есть шанс быть спасенным даже при наличии сильной травмы. Многие спасенные использовали персональный EPIRB или PLB как в случае с Eclipse.  И эти приборы сыграли принципиальную роль в спасении. Многие спасенные имели флеш-фонари с ресурсом непрерывной работы около 14 часов (дайверские мигающие сигнальные фонарики тут не годятся — они, как правило, работают около часа, потом батарейки садятся). Яркий проблесковый фонарь на жилете принципиально сокращает время пребывания спасаемого в воде в ночных условиях.

Естественно исчерпывающий набор спасательного оборудования не дает сам по себе гарантии успешного спасения в случае чего. Чтобы благополучно воспользоваться спасательными средствами, во-первых, желательно уметь ими пользоваться, но еще важнее сохранять то, что называется присутствием духа в ходе всего развития аварийной ситуации. Большинство аварийных ситуаций и в первую очередь ситуации с фатальными последствиями произошли в условиях тяжелой погоды при сильном волнении и ветре.