Лодки

James J Craig. Австралийский парусник

Один из немногих парусников 19 века, сохранившихся до наших дней и способных выходить в море, — барк James Craig стоит в центре Сиднея. Корабль выходит в море с туристами, как правило, раз в две недели на пару дней.

18 февраля 1874 года в английском городе Сандерленд на верфи Бертрама, Хэсвила и Компании (Bartram, Haswel & Co) при стечении публики был спущен на воду трехмачтовый барк Clan Macleod. Как и полагается, обстановка была по случаю торжественной, играл оркестр. И было это уже 133 года назад, между прочим.

Два однотипных 178 футовых стальных барка годом раньше были заказаны Роберту Бертраму судовладельцем из Глазго Томасом Данлопом (Thomas Dunlop). Второй корабль и получил имя Clan Macleod. Подобные корабли, сочетавшие высшие технологические достижения большого парусного кораблестроения с великолепным дизайном, получили название «винджамеры».

Спустя месяц, проведя испытания и все необходимые работы по оснащению судна, капитан Уильям Александер (William Alexander) вывел барк в первый коммерческий рейс. На борту кроме жены капитана был экипаж 16 человек. Барк, сделав остановку в Рио де Жанейро, успешно обогнул мыс Горн и доставил груз угля в Перу, в порт Кальяо. В Англию корабль вернулся с грузом пшеницы из США. За время этого рейса у капитана родился сын, названый по месту своего рождения Уильям Маклеод Александер (William Macleod Alexander). По возвращении в Англию барк сел на мель, но был снят без повреждений и поставлен в док.

Уже в третий свой рейс корабль отправился в Тасманию и Новую Зеландию. В этом рейсе был смыт за борт помощник капитана двадцатичетырехлетний Уильям Моррис (William Morris). Но именно направление в Южный океан, в конечном счете, определило судьбу парусника. Clan Macleod постоянно ходил в рейсы к антиподам. Новый хозяин в 1883 году поставил барк на линию Нью-Йорк — Окланд.

В те времена суда подобного типа были основными на коммерческих межконтинентальных линиях. И Clan Macleod 26 лет возил различные грузы между портами Нового Света, Азии и Европы, успев за это время 23 (!) раза (иногда с повреждениями, однажды был потерян руль) обогнуть мыс Горн. Много раз барк прошел мыс Доброй Надежды. Практически каждое плавание корабля было кругосветным. Постоянно приходилось преодолевать жестокие шторма и встречать айсберги.

В 1900 году новым хозяином барка стал судовладелец из Окленда Джеймс Крейг (James J Craig). Барк был им поставлен на линию Окленд — Ньюкастл (Новый Южный Уэльс). Из Новой Зеландии корабль вез древесину, из Австралии уголь.

В феврале 1905 года барк получил новое имя — своего хозяина — Джеймса Крейга. Однако это не принесло ему удачу. Конкурировать с пароходами становилось все сложнее и сложнее, пока парусникам не пришлось сдать позиции окончательно. В 1911 James Craig был продан Британской Компании Новой Гвинеи (British New Guinea Development Company). Новые владельцы удалили с парусника мачты и направили его в Новую Гвинею в качестве баржи, пригодной для перевозки копры.

Удача к кораблю вернулась неожиданно. Помогла этому Первая мировая война. Послевоенная экономика остро нуждалась в торговых судах. James Craig был срочно вызван из Новой Гвинеи в Сидней для ремонта и установки новых мачт — тимберовки. В Сиднее тогда не было ни знаменитого моста, ни оперного театра — нынешних символов города, ни леса небоскребов. Порт, церковь на набережной, несколько улиц, склады, казармы и бараки.

Однако новая жизнь корабля оказалась нелегкой и недолгой. Экипажу трудно было поддерживать старое судно в первоклассном состоянии. Однажды во время шторма в Бассовом проливе открылась течь и вода начала поступать с такой скоростью, что экипаж после мучительных 48 часов попыток откачать воду помпами и просто корзинами, покинул судно.

После этого происшествия, тем не менее, корабль еще выполнял рейсы. Переходы из Новой Зеландии в Австралию становились все дольше. Необходимость постоянно ремонтировать судно приводила к тому, что двухнедельный рейс растягивался на полтора месяца. При этом существовала реальная угроза жизни экипажа. Такая ситуация стала экономически невыгодна.

В 1925 году было принято решение вновь переделать барк в баржу. На это раз — угольную. Работа для этой баржи нашлась в Тасмании, но судно больше уже не выходило в открытое море. В 1932 году во время сильного шторма, баржу сорвало с якорей и выбросило на отмель залива Recherche Bay на юге острова. В корпусе образовались огромные пробоины и James Craig прочно сел на грунт.

Обычно биографии кораблей на чем-то подобном заканчиваются. Архивные статьи коротко описывают типичную тихую смерть парусника того времени: «выведен из состава флота.., разоружен.., использовался в качестве баржи.., разобран на дрова».

…Так прошло 40 лет.

Можно только поражаться тому, что сорок лет корпус крупного судна буквально валялся у берега, и море его не уничтожило. Прибой способен в несколько лет полностью размолотить на мелкие кусочки корпуса и современных стальных судов.

В 1973 году группа австралийских энтузиастов занялась восстановлением парусника. До 1981 года корпус барка ремонтировался в Хобарде (Тасмания). Потребовалось серьезно ремонтировать стальной набор и обшивку судна. Когда корпус уже мог самостоятельно держаться на воде, он с помощью буксиров был отведен в Сидней. Здесь реставрационные работы шли вплоть до 1997 года. А летним февральским днем 2001, поставив все свои 21 парус, James Craig снова вышел в море после восьмидесятилетнего перерыва.

Теперь парусник, стоящий в центре (Морском музее) Сиднея, открыт для посетителей почти каждый день. Пожилые волонтеры, многие из которых посвятили восстановлению корабля значительную часть своей жизни, по очереди проводят экскурсии. Они честно и с удовольствием рассказывают о проделанной работе и о том, что в итоге получилось:

«Компас не оригинальный. Похож на тот, что был изначально, тоже тех времен, но с другого корабля… Дизеля не было, сейчас только дизель поставили. Вот эта труба — это опора пеленгационного компаса. Залезаешь вон туда и берешь пеленги. Тут штурвал — минимум двое его крутят. Каюты (крошечные темные каморки без иллюминаторов с деревянными нарами) — это чтобы показать в каких условиях плыли в Австралию поселенцы. На Крейге пассажиров не возили — это мы для примера пару таких кают построили. Путь из Англии занимал минимум два месяца. Одна каюта на семью или на четырех человек. А это капитанская каюта [крошечное, но очень светлое помещение]. Этот железный ящик — капитанская ванна. Это шкиперская каюта, а здесь жили офицеры. Нет, капитан — не шкипер. Капитан не управляет кораблем. Он руководит в целом и совершает сделки — он бизнесмен. Командует шкипер. Это грузовая марка. Вот посюда товары загружались. Это грузовые люки. Это камбуз (большая печь, напоминающая деревенскую). „Метелки“ на снастях — это чтобы такелаж не повреждал паруса. Кто деньги давал, спрашиваете? Деньги давали они (взмах рукой в сторону небоскребов делового центра Сиднея). Пять миллионов ушло. Конечно, им приятно чтоб под окном такой парусник стоял. Будете в следующие выходные? Мы в море выходим. Приходите, отличное будет плавание!»