Путешествия

Дору – золотая река

Путешествие по Португалии от берегов Атлантики до испанской границы длиной 210 км может занять 5 дней. Одако торопиться не стоит – развлечений и интересных занятий здесь, при желании,  хватит на 2-3 недели. Главное выбрать правильную чартерную компанию.

У природы точно нет плохой погоды, особенно когда вы в Португалии, в Порту, и отправляетесь на яхте по реке Дору любоваться природными красотами, изучать один из старейших в мире винных регионов, наслаждаться искусством местных кулинаров и получать новые впечатления от управления яхтой – они вам здесь точно обеспечены. Впрочем, еще здесь можно заниматься спортом, загорать, купаться и обозревать бесконечные красоты одной из самых живописных рек Иберийского полуострова. Но если с водными видами спорта приятнее иметь дело летом, то для гастрономических путешествий ограничений практически нет – навигация по реке Дору открыта 9 месяцев в году.

©Eugenia Bakunova

Один из старейших в мире винных регионов можно изучать и перемещаясь на автомобиле, однако, пройти по реке на яхте – совсем другое дело. Говорю это с уверенностью человека, приехавшего сюда далеко не в первый  раз. Даже пять дней проливных дождей никак не помешали получить удовольствие от плавания и жизни на яхте. Более того, скажу, что с погодой мне даже повезло – в Португалии более 300 солнечных дней в году, и обычно Дору ведет себя куда более спокойно. Мне же довелось почувствовать буйный нрав реки и на собственном опыте убедиться, что навигация здесь далеко не тривиальна, как может показаться на первый взгляд.

©Eugenia Bakunova

“Дору способна поразить даже видавших виды путешественников, – говорит основатель и директор чартерной компании FeelDouro Жозе Сампайу. – Многие наши клиенты возвращаются через год или два и рекомендуют нас друзьям. Мы стараемся быть максимально гибкими – клиент может пойти в круиз с нашим шкипером или самостоятельно при наличии соответствующих лицензии и опыта. Всю рутину мы берем на себя – маршрут, регистрацию на прохождение плотин, стоянки в маринах, экскурсии по винным  хозяйствам. И, конечно, все время будем готовы оказать техническую и консультационную помощь. Можно пойти в круиз  на 2-3 дня, а можно запланировать длительное плавание. Причем идти туда и обратно не обязательно – путешествия one-way у нас тоже возможны и популярны”.

©Eugenia Bakunova

Флот компании состоит из 6 яхт, четыре из которых – яхты Greenline Hybrid 33 и 40 футов, на одной из которых я и отправляюсь в путь.

Путешествие начинается в марине Douro и  уже через каких-то 20 минут мы проходим под знаменитым мостом Luis I, оставляя справа по борту винные склады Гайи и слева нагромождение зданий завораживающего своими видами Порту.

С каждой минутой береговые пейзажи становятся все менее и менее городскими. “Электронные карты Дору появились всего год назад, так что ходить по реке стало легче”, – говорит шкипер FeelDouro Луиш Оливейра, –  “Впереди нас ждет первая плотина, мы должны прийти туда вовремя. Прохождение шлюзов заказывается заранее, сделать это можно самостоятельно на сайте www.apdl.pt или попросить об этом нашу компанию”.

©Eugenia Bakunova

До построения первых плотин жизнь Порту часто нарушалась мощными наводнениями. В основном это случалось зимой или весной, когда шли обильные дожди, как сейчас.

©Eugenia Bakunova

По мере приближения к шлюзу течение становится более быстрым, с образованием водоворотов. Мощность моторов Greenline позволяет легко справляться с течением, носовая подрулька в такие моменты тоже кстати. На шлюзе нас уже ждут и по радио разрешают зайти в камеру. Минут через 15-20, поднявшись на пару десятков метров,  мы уже покидаем шлюз.

Яхты Greenline

К хорошей яхте привыкаешь быстро. Уже через полчаса на Greenline чувствуешь себя как дома. Две двухместные каюты расположены в носовой части лодки, там же и санузел с душем. Все помещения лодки имеют высокий потолок, и даже принимать душ можно не пригибая голову – высокие люди меня поймут.

Панорамное остекление салона дает возможность любоваться пейзажами не выходя наружу. В моем случае это было важно – затяжные дожди сопровождали меня по всему пути плавания, и покидать уютный салон не хотелось.

©Eugenia Bakunova

И в салоне и в каютах много рундуков для хранения припасов и вещей, а камбуз с полноразмерным холодильником, газовой плитой и духовкой порадует любителей готовить в пути.

Пост управления показался мне очень функциональным – управлять яхтой удобно и сидя и стоя, и глядя поверх открытого хард-топа (для тех кто выше 180 см). Сдвижная дверь справа удобна при швартовках особенно в случае с малочисленной компанией на борту. Во время стоянок на якоре приятно использовать открывающуюся купальную платформу, а носовую палубу использовать как “пляж”  – огромные лежаки там как раз для этого.

©Eugenia Bakunova

Гибридные яхты Greenline отличаются принципиально новыми экологическими стандартами и имеют значительный запас автономности плаваний. Собственная система электроснабжения позволяет не беспокоиться об отсутствии берегового питания. Топ надстройки Greenline оборудован солнечными батареями, что дает возможность практически всегда иметь на борту напряжение 220 в. Воссоздать домашнюю обстановку с привычными электроприборами теперь гораздо проще, даже при стоянках на якоре или на понтонах, где нет берегового электропитания.

Двигатель Greenline Hybrid может работать в двух режимах – дизельном и электрическом. Переход из одного в режима происходит при помощи переключения рычага. На электрическом ходу максимальная скорость яхты составляет всего 4 узла, однако отсутствие выхлопа и тишина стоят того, чтобы немного поступиться скоростью. При этом запас хода на электроприводе достигает 20 миль.

Карапателу – крупнейшая плотина Европы

©Eugenia Bakunova

Сегодня у нас по плану крупнейшая плотина Европы – Карапателу, перепад воды здесь составляет 37 метров.  Однако обед никто не отменял, и мы останавливаемся на одном из причалов по пути нашего следования – Mirante do Douro (rest-miradouro.com).

©Eugenia Bakunova

Вообще в Португалии умеют вкусно готовить. Север страны славится не только своей кухней, но и размерами блюд, даже когда это высокая кухня. Поэтому будьте готовы к тому, что есть вы будете много.

Здесь прекрасно готовят все виды мяса, есть рыба и морепродукты, но и, конечно, типичные блюда, характерные для региона Порту или Трас-ош-Монтеш. Обязательно стоит попробовать козпенка, франсезинью, алейру (копченые колбаски), местные сыры и презунту (португальский хамон). Свиные кишки с фасолью нравятся не всем, но это тоже одно из традиционных блюд региона.

Caldas de Aregos

©Eugenia Bakunova

На ночлег останавливаемся в марине Caldas de Aregos. Главная фишка этой марины – термальные источники. Утром вновь в путь, проходим следующую плотину и оказываемся в городе Регуа –центре винодельческого региона Дору.

“В плавании по Дору важно, чтобы понтон был плавающим”, – Луиш Оливейра возвращает меня к практическим вопросам плавания. – “Сейчас, например, мы встанем на причале в центре города, но это стенка. Уровень в реке меняется, и при такой швартовке кто-то обязательно должен оставаться на борту лодки”.

Регуа. Музей Дору

©Eugenia Bakunova

Прямо над причалом, где мы встали находится музей Дору. Здесь интересно не только ознакомиться с историей региона и его винной отрасли, но и выпить рюмку-другую в баре. А еще лучше отправиться на другой берег, где расположена одна из известнейших кинт – Quinta de Pachecа (https://www.quintadapacheca.com), что мы и сделали. Впрочем, в маршрут чартера можно уместить все кинты, которые тоько душа пожелает, – в конечном итоге все будет зависеть от длительности вашего чартерного контракта.

Винодельческий регион Дору

©Eugenia Bakunova

Винодельческий регион Дору – самая старая из демаркированных территорий в мире. Ее границы были определены еще Маркизом Помбалем в 1675 году.  Здесь производятся известные всему миру портвейны (крепленые вина Порту), а также большое разнообразие спокойных вин – красных, белых и мускатных. В долинах Дору зимы очень холодные, при этом лето жаркое и сухое. Вина получаются насыщенными и многогранными. Традиционные сорта  винограда: Торига Франка, Торига Насионал, Тинта Барроко и Тинта Рориж.

В 2001 году регион Дору был объявлен ЮНЕСКО Всемирным наследием.

После Регуа река становится более узкой и быстрой. Повороты кажутся неожиданными, и каждое крупное встречное судно становится потенциальной угрозой. Перед заходом в самые узкие отрезки русла Дору, Луиш сообщает по радио о наших планах. Следующую ночь проводим в небольшой деревне Пиньау – здесь у FeelDouro имеется собственный понтон с электричеством и водой.

©Eugenia Bakunova

На следующее утро проходим плотину Багаушта и встаем на буй на небольшом притоке Дору. Самое время подкрепиться и отдохнуть. Открываем заднюю стеклянную перегородку, и наш камбуз становится доступным из кокпита. Стоянкана якоре – хороший повод открыть и купальную платформу. Если бы погода позволяла (а такое обычно возможно в течение всего лета), здесь можно было бы простоять не один день, купаясь и занимаясь водными видами спорта. Возможности Greenline в этом случае можно было бы использовать на 100%.

©Eugenia Bakunova

Но наше плавание продолжается, и мы уходим выше по течению и останавливаемся на небольшом понтоне Casa de Palmeras, где, вопреки нашим планам, застреваем на два дня  – проливные дожди превратили Дору в опасный поток с непредсказуемыми, мощными и разнонаправленными  течениями.  На сутки наш понтон даже оказался отрезанным от берега, и питаться пришлось тем, что было припрятано в холодильнике и рундуках. Навигацию закрыли, вода продолжала прибывать – паводок окончательно разрушил мои планы, не дав возможности закончить плавание там, где планировалось. Местные жители говорят, что такого количества воды не было лет 8, впрочем такие погодные катаклизмы не характерны для летнего периода, когда чартер особенно востребован. Я пишу эти строки спустя всего два дня, и  мне уже сейчас хочется вернуться на борт яхты и берега Дору и продолжить плавание, наслаждаясь извилистым течением реки в глубоких горных долинах.

©Eugenia Bakunova