Bodrum Wooden Cup

Как-то раз, лавируясь между островами залива Гекова, мы увидели, как невдалеке, рассекая волны параллельными курсами шли две гуллеты (так, не всегда правомочно, называют все турецкие яхты). Гуллеты шли под всеми парусами, такое нечасто увидишь. Они шли бодро и красиво. А теперь представим себе, что гуллет не две, а шестьдесят две! Представили? Это и есть Bodrum Wooden Cup — регата традиционных турецких яхт.

Бодрум встретил меня дождем и влажным ароматом моря. Желтые уличные фонари отражались в мокрых пустынных тротуарах, и только редкие прохожие тщательно обходя лужи, спешили куда-то по своим делам. Была уже почти полночь. Негромкая музыка, доносившая откуда-то с другой стороны залива напоминала о прошедшем сезоне. Летом здесь, неверное, все было совсем иначе.

Мне давно хотелось увидеть Bodrum Cup собственными глазами, но все как-то не получалось. На этот раз судьба была благосклонна ко мне: одна из самых известных турецких верфей, Aegean Yacht, пригласила меня в Бодрум для участия в этой регате.

Засыпая под тихий шум дождя, уставшее от долгих перелетов сознание рисовало картины завтрашнего дня, полные парусов и свежего ветра. Проснувшись в 7 утра и выйдя на мокрую палубу, понимаю, что погода сегодня будет непредсказуемой. Темно-синие тучи сквозь которые на секунду появляются солнечные лучи, не сулят ничего хорошего.

В первый день регаты Aegean Yacht предоставила нам, специальным гостям, самую большую яхту. Трехмачтовая 50−метровая шхуна Galileo была спущена на воду в этом году и стала самой крупной яхтой подобного типа в Турции. Что и говорить, масштабность и амбициозность проекта поражает — очевидно, что владелец этой яхты имеет незаурядное воображение.

В 9 утра яхтенный порт Бодрума начинает пустеть — яхты выходят к старту.  В первый день регаты дистанция небольшая — 15 миль. Более 60 яхт разных видов и размеров устремляются в море. Но ветра, как назло нет. А ведь всего два дня назад здесь дуло больше 40 узлов! Водная гладь почти как зеркало отражает сотни парусов. Выходим к старту и мы на Galileo. Эта яхта участия в регате не принимает. Но в общем празднике сейлинга Galileo, безусловно, звезда. Команда ставит паруса, и Galileo, предстает во всей своей красе.

Ожидание ветра было мучительно долгим. Среди участников зреет беспокойство. Туча, нависшая над морем, постепенно уходит в сторону греческих островов. Проходит более двух часов. Наконец, зеркальная поверхность воды подергивается рябью — приходит ветер. Видно, как в стартующем флоте появляется некоторое оживление и надежда.

Bodrum wooden cup стал традиционным с 1989 года. В соревновании принимало участие более 60 яхт, среди них были не только суда под турецким флагом, но и британские, испанские, мальтийские, голландские и даже австралийские яхты, а среди гоночных экипажей были и итальянцы, и русские и новозеландцы.

Наконец к полудню ветер усиливается, и гоночный комитет принимает решение о старте. Спустя несколько минут старт дан — яхты начинают борьбу в условиях чудовищной тесноты, сталкиваясь бортами. Начало положено — 15 миль по дистанции до бухты Ялыкавак пройдут быстро.

Но радость была недолгой — в середине дистанции, когда основной флот регаты вышел из Бодрумского залива, ветер вновь сник. Паруса обмялкли, и до финиша в положенные сроки добрались всего несколько участников. Поэтому гоночный комитет принял решение первую гонку в расчет не принимать.

Первая ночевка в бухте Yalikavak. Мы покидаем роскошный и гостеприимный Galileo, с тем чтобы продолжить путешествие за регатой на другой не менее гостеприимной яхте Araminta. После Galileo она кажется совсем небольшой, хотя называть 22−метровую шхуну небольшой яхтой как-то неестественно.

Араминта — 22 метровая яхта с металлическим корпусом, комфортная и уютная, была построена верфью Aegean Yacht в 2006 году. Два 115−сильных двигателя позволяют яхте перемещаться по водным просторам со скоростью 8−9 узлов. На яхте имеются две большие мастер-каюты во всю ширину корпуса (они расположены в носу и кормовой части судна), а также две двухместные каюты поменьше. Интерьеры отделаны полированным деревом. Вот уже год «Араминта» ходит в чартер по Эгейскому морю. Команда яхты (капитан, два матроса и кок) всегда к услугам гостей и готова выполнить любой их каприз, что делает отдых на «Араминте» особенно легким и беззаботным.

Второй день регаты был совсем не похож на первый. С самого утра дул хороший ветер, узлов 15−17. Поэтому старт состоялся точно по расписанию. Он был мощным и зрелищным. Большие яхты быстро набрали скорость, а те, что поменьше стали понемногу отставать от лидеров, превращая горизонт в бесконечную белую полосу. Волна и ветер, десятки парусников — не это ли воплощение самых романтических грез?

Дистанцию в 16 миль до Gundogan лидеры преодолели стремительно быстро. Ведь 16 миль при хорошем ветре — ничто. Победителем в гонке стала яхта Grandi, лидировавшая с самого начала гонки. Ее красно-серый спинакер с головой орла был самым приметным.

Третий день регаты был также щедр на ветер — с самого утра стабильно дуло 15−17 узлов. Дистанция Gundogan — Gumusluk составляла всего 12 миль. Ветер был для регаты попутным, так что лидеры быстро преодолели расстояние, отделявшее их от следующего промежуточного финиша.

После того, как финишировала последняя яхта, а случилось это уже ближе к вечеру, в бухте Gumusluk яхты сформировали гигантский круг. «Круг любви», как называют организаторы регаты эту фигуру, в последний раз «строили» в 2004 году. А в 2007 году это действо было решено повторить. В круг встали не только яхты, участвовавшие в регате, но и яхты-гости. Так что и наша «Араминта» заняла строго отведенное для нее место. Процесс выстраивания «круга любви» был долгим и непростым с технической точки зрения. Достаточно себе представить, как более 60−ти лодок от 10 до 40 метров маневрируют в небольшой бухте, чтобы понять, насколько это нетривиальная задача. Но к вечеру задача была решена, и круг любви и дружбы «заработал» — экипажи отправились к друг другу в гости, теперь это можно было делать просто переходя с борта на борт. Кто-то шел в гости к давним друзьям, а кто-то только что познакомился с единомышленниками и искал продолжения общения. Мы в гости не ходили, зато принимали гостей у себя. Вечер был теплый, а в центре «круга» на небольшой лодке выступала популярная в Бодруме музыкальная команда.

Наутро «круг» просыпался неохотно. Но впереди решающая гонка, и самые первые участники регаты отшвартовываются и уходят в море. Снимаемся со стоянки и мы.

Вновь старт, и лодки устремляются вперед. Большая часть флота придерживается берега, и только Grandi уходит далеко в море, делая большой круг. Возможно они правы, там больше ветра. До финиша осталось немного, мы идем чуть впереди основного флота, надеясь не пропустить победный финиш. Grandi, несмотря на то, что ушла намного маристее, быстро возвращается, и возвращается первой! Еще несколько сотен метров, и она пересекает линию финиша. Крики радости, гудки, шампанское. Это победный финиш в гонке и в регате. Приветствуем победителя протяжными гудками и мы.

Вечером все участники регаты, гости, да и, наверное, весь Бодрум отмечал окончание регаты в самом крупном в Европе клубе под открытым небом Halikarnas. Звучала музыка, раздавались призы, старые и новые друзья радостно общались. Впрочем, все было так, как обычно бывает на Bodrum Cup.

Так завершилась 19−я по счету регата традиционных турецких яхт. Следующая состоится в будущем году, в третью неделю октября. Организаторы ожидают, что участников будет не меньше, а программа не менее интересной.

В официальном приветствии организаторов Bodrum Cup 2007 говорилось, что регата создана для того, чтобы стимулировать интерес к сейлингу среди капитанов чартерного флота, яхтенных команд. Но принять участие  в этом настоящем фестивале яхтинга могут все желающие, имеющие или не имеющие опыта парусных плаваний. Достаточно лишь просто желания быть на борту. Это то, что позволит любому даже искушенному яхтсмену испытать незабываемые ощущения от «традиционного» турецкого яхтинга.

Команда MainSail.Ru благодарит компанию Aegean Yacht и лично Синана Озера за гостеприимство и возможность увидеть это великолепное зрелище. Отдельное спасибо Наталье Спатар и экипажам яхт Galileo и Araminta.