Лодки

95 лет из жизни Jolie Brise

Текст: Евгения Бакунова (специально для журнала Yachting)
Фото: Dauntsey

Лоцманский тендер Jolie Brise, победивший в первой Фастнетской гонке, по-прежнему ходит в море и может быть взят в чартер…

Жизнь этой лодки могла сложиться совершенно иначе, если бы не ряд случайностей и человеческий энтузиазм. Даже несмотря на свою былую славу, она могла бы уже давно сгнить у какого-нибудь заброшенного причала. Но судьба благоволила Jolie Brise, которая вот уже 95 лет не только остается на плаву, но и является востребованной в полном смысле этого слова.

Своей известностью Jolie Brise обязана, прежде всего, Фастнетской гонке. Победив в первой гонке, которая впоследствии стала классической, эта яхта навсегда вписала себя в историю. Но начнем по порядку.

В далеком 1924 году один англичанин — Вестон Мартайр (Weston Martyr) — волею судеб оказался на Бермудах, где ему посчастливилось принять участие в проходившей там регате. Мартайр был в восторге от увиденного и написал об этом эмоциональное письмо в один из британских журналов. «Это один из самых замечательных видов спорта. Чтобы заниматься им, надо обладать знаниями, куражем и выносливостью», — писал он. Мартайр был человеком активным, и ему очень хотелось, чтобы такая же интересная регата появилась и в Британии. Вернувшись домой, он начал работу по созданию комитета будущей гонки, которая получила название «Английская океанская гонка».

Кроме Мартайра в гоночный комитет вошел некто Эвелин Джордж Мартин (E. G.Martin). Уже прошел почти год, как он купил в Гавре 56−футовый лоцманский гафельный тендер 1913 года постройки — будущего победителя первого Фастнета.

Jolie Brise являлась лучшим образцом лоцманских судов — это была одна из самых быстрых и элегантных лодок своего времени. Но ее лоцманская карьера ее была недолгой, на смену парусным приходили моторные суда. В 1917 году Jolie Brise продали, и она три года ходила в качестве рыбацкого судна на промысле тунца. После этого ее поставили в отстойник, где она простояла 4 года года и где ее и нашел Джорж Мартин, выкупив в 1924 году и превратив в прогулочное судно.

15 августа 1925 года Мартин стартовал на этой яхте в первом Фастнете и выиграл его. Тогда соревновалось всего 7 яхт, две из них довольно быстро сошли с дистанции, а Jolie Brise победила с большим отрывом. На весь путь в 615 миль у нее ушло 6 дней, 14 часов и 45 минут.

После успешно проведенного состязания, гоночный комитет организовал яхт-клуб, который впоследствии получил титул королевского (Royal Ocean Racing Club), а Мартин стал его первым командором.

В 1927 году Мартин через рекламу в журнале Yachting World продал яхту капитану Уоррену Ферье (Warren Ferrier) и его партнеру Бронлоу Смиту (Brownlow Smith). Во второй Фастнетской гонке 1928 года она заняла второе место, и в том же году была продана Бобу Сомерсету (Bobby Somerset) — одному из со-основателей королевского яхт-клуба.Сомересет выиграл на ней несколько больших регат, в том числе Фастнет 1929 и 1930 годов, а также первую Santander race (тогда эта гонка называлась Кубок королевы Испании). Позднее, во время Бермудской гонки 1932 года Jolie Brise спасла экипаж загоревшейся и впоследствии затонувшей яхты Adriana. Эта гонка была для Jolie Brise последней на долгие 60 лет.

В 1934 году уже ставшая легендарной яхта попала в руки американца Стэнли Мортимера (Stanley Mortimer). Именно он подверг Jolie Brise первой серьезной реконструкции: на яхту поставили дизельный двигатель Gardner и полностью перестроили жилые помещения. После странствий по Средиземному морю Jolie Brise вернулась в Саутгемптон и была продана Уильяму Станнарду (William Stannard). Но ввиду начавшейся войны яхта была реквизирована Британским военно-морским флотом, но всю войну она простояла у пирса в Шорехеме (Shoreham).

В 1945 году Jolie Brise отошла компании, которая намеревалась отправить ее в Новую Зеландию. Яхте дали новое имя — Pleasant Breeze. К счастью, плавание не состоялось, и уже через год у лодки был новый хозяин — на этот раз этот был португалец Луиш Лобато (Luis Lobato), владелец одноименного консорциума. Jolie Brise вернули прежнее имя и отремонтировали. Более 30 лет ее портом оставался Лиссабон, из которого лодка ходила в круизы по Средиземному морю и вдоль португальских берегов. В 1975 году она вновь оказалась в Соленте, спустя 50 лет после своей первой победы в Фастнетской гонке. А в 1977 году в жизни Jolie Brise наступил перелом — она перешла во владение школы Dauntsey.

-Школа Dauntsey – одна из известных общеобразовательных школ в Великобритании. Основана в 1895 году. Находится в деревне Вест -Лэвингтон, графство Уилтшир. При школе есть яхт-клуб и парусная школа.

За 15 лет с 77 по 92 год ученики школы прошли с Jolie Brise всю северную Европу. Они же занимались зимним ремонтом, тем самым зарабатывая себе места на летние круизы. Кроме того, яхта вернулась в гонки — в 1980 и 1986 годах она победила в регате больших учебных парусников Tall Ships Race.

В начале 90−х у школы и яхт-клуба возникла серьезная проблема — Jolie Brise перестала соответствовать только что принятым требованиям для учебных парусных судов. Встал вопрос о продаже яхты, но руководство парусной школы добилось своего и получила право использовать лодку еще 25 лет. Как следствие, встал вопрос о тотальной реконструкции, которая и была успешно завершена в 1993 году — как раз к старту очередного Фастнета. Годом позже обновленная Jolie Brise прошла плавание вокруг Британии, а в 2000 и 2002 годах выиграла океанскую гонку Tall Ships Transatlantic Race.

В настоящее время яхта находится в полном распоряжении учеников парусной школы, большая часть работ по ее поддержанию делается их руками.

А в те дни, когда Jolie Brise свободна от учебных плаваний, она ходит в чартер, принося дополнительные средства на свое содержание и обновление.

Корпус Jolie Brise изготовлен из дуба. Шпангоуты, расположенные с интервалом в 10 дюймов выполнены из 5−дюймового бруса, обшивка толщиной 2 дюйма. Лодка имеет прямой форштевень и большой кормовой подзор. Благодаря такой форме корпуса и большому весу, Jolie Brise очень устойчива даже в самую неспокойную погоду.

Лоцманские тендеры всегда были самыми быстрыми. Как правило это были лодки от 40 до 60 футов с длинным килем и большой осадкой. Они должны были иметь ровную палубу без надстроек, низкий фальшборт, бушприт и одну мачту. Парусное вооружение включало грот, стаксель, топсель, кливер, а также спинакер для попутных курсов.

Предполагалось, что такой лодкой управляют два человека или, в крайнем случае, один. У левого борта лодка буксировала ялик, на котором лоцман мог добраться до любого судна без необходимости подходить к нему близко. Прямоугольный ялик делался из дерева, и был покрашен в белый цвет, чтобы его можно было различить даже в темноте.

Внутри тендера, все было устроено весьма аскетично. Вентиляция внутренних помещений не была предусмотрена, так как считалось, что людям, проводящим все время на палубе, это не нужно. Гальюн, тоже зачастую отсутствовал. Салон располагался на миделе, в середине салона стол и сидения. Койки располагались в носу лодки, там же камбуз и хранилище для продуктов. Распределение веса в корпусе лодки играло решающую роль, и все тендеры ходили с «легкой» кормой. В начале 20 века парусные лоцманские суда уступили место пароходам. Однако конструкция и великолепные скоростные характеристики лоцманских тендеров не остались незамеченными, и многие из бывших лоцманов были переделаны в яхты. И в наши дни конструкция лоцманского тендера воплощается в многочисленных репликах, некоторые из них участвуют и побеждают в регатах, как это делала Jolie Brise на протяжении 95 лет.

Длина 56 футов

Длина по ватерлинии 48 футов

Ширина 4,88 м

Осадка 3,20 м